Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Школьники ведут бизнес по-взрослому

Ученики нижнекамской средней школы №10 участвуют в программе «Школьная бизнес-компания», реализуемой Казанским центром «Достижения молодых», почти восемь лет. Возможно, не все «выпускники» компании свяжут свою жизнь с предпринимательством, но приобретенные знания и навыки, безусловно, станут хорошим подспорьем во взрослой жизни.

Работа школьной бизнес-компании построена на принципах ролевой игры, в которой школьникам предлагается познакомиться с бизнес-процессами посредством «полного погружения». Ребята на собственном опыте познают основы экономики, рыночных процессов и ведения бизнеса. Другими словами, школьная компания представляет собой миниатюрную модель бизнеса, которым руководят учащиеся. При этом, они самостоятельно принимают решения по всем вопросам – начиная от сферы деятельности своей компании, заканчивая формой сотрудников. Курирует и консультирует ребят по возникшим вопросам наставник из числа педагогов.

Состав участников команды школьной компании может периодически обновляться, однако основные принципы остаются неизменными. Набор в команду проходит среди школьников 8-11 классов. Возглавляет компанию президент. В его команде работают пять вице-президентов, каждый из которых курирует отдельный блок. Вице отвечают за маркетинг, производство, персонал, финансы и ИКТ. Ежегодно, согласно программе, сфера деятельности школьной бизнес-компании должна меняться. Ребята сами определяют, чем будет заниматься компания, разрабатывают стратегию ведения бизнеса, составляют бизнес-план, распределяют между собой обязанности.

В работе школьной компании все по-взрослому. В ходе ведения хозяйственной деятельности у команды может возникнуть потребность в привлечении персонала, что в свою очередь требует дополнительных затрат на оплату труда. Школьники должны сами оценить свои потребности и потенциальные затраты, а также изыскать резервы на ФОТ. Эти и ряд других вопросов, с которыми сталкиваются учащиеся во время ведения бизнеса, уже не модель, а реальная ситуация, которая может случиться и в большом мире. Все эти теоретические знания и практические навыки приобретают особую ценность, учитывая, что никаких предметов по изучению основ экономики в рамках школьной программы не предусмотрено.

Команда школьной компании «Фортуна» работает под руководством педагога по технологии Марины Ждановой. По словам Марины Александровны, в школьную компанию, в основном, приходят одаренные дети, ребята, активно участвующие в общественной жизни школы. Сегодня количество желающих познакомиться с основами бизнеса на практике настолько велико, что соискатели проходят что-то вроде кастинга. Определять состав будущей команды также поручается самим ребятам, но решающее слово остается за президентом. Школьники учатся делать это ответственно, констатирует Марина Жданова. Понимая, что правильно подобранная команда – залог успешного бизнеса, члены компании ориентируются на потенциал и «полезность» претендента для бизнеса, отстраняясь от личных симпатий.

Однако, когда проект «Школьная компания» только начал набирать обороты в нижнекамской школе, ученики и их родители отнеслись к нововведению крайне настороженно. Но недоверие было рассеяно, когда ребята стали добиваться первых успехов. Результаты в виде новых знаний и опыта, в виде побед и призовых мест на различных конкурсах, а также в виде реально заработанных денег не заставили себя долго ждать. По словам Марины Ждановой, чистая прибыль предприятия по итогам мая в этом году составила 6,6 тысячи рублей. «Деньги, конечно, небольшие, - соглашается руководитель. – Но зато ребята знают, как они зарабатываются, понимают механизмы и усилия, которые необходимо приложить».

В этом году команда «Фортуны» осваивала очередной вид бизнеса – производство светильников. Светильники вице-президенты делали собственноручно, иногда привлекая наемного мастера. Исходным материалом для их производства служило самое разное вторсырье. На изготовление абажуров шли и старые капроновые колготки, и картонные коробки из-под сока. В качестве отделки и декора используются фольга, шпаклевка и т.д. За счет дешевого «сырья» себестоимость светильников выходила очень низкой, поэтому и цена реализации была установлена очень демократичная, но экономически обоснованная. Средняя стоимость такого светильника – 350 рублей. По словам Марины Ждановой, продукция расходилась по покупателям, не выходя за пределы школы – среди родителей и учителей. Вместе с тем, «Фортуна» получала заказы и из других городов. Поскольку команда школьной бизнес-компании принимает участие во многих российских и республиканских конкурсах, выставках, форумах, продукция находит своего покупателя и там. В прошлом году «Фортуна» занималась разработкой зеленых уголков для школ. Но, по наблюдениям Марины Ждановой, дело оказалось не очень перспективным: дорогостоящая и длительная реализация проектов оказалась неудобным ни производителям ни потребителям. А вот бизнес на хэнд-мэйд светильниках пошел «на ура!»

Президент «Фортуны» Андрей Кубышкин, возглавляющий компанию с 2008 года, сейчас вынужден покинуть свой пост - он сдает ЕГЭ и готовится к поступлению в вуз. Деятельного, перспективного старшеклассника приглашают уже несколько высших учебных заведений Нижнекамска и Казани. Пока Андрей определил для себя два направления, в которых ему интересно было бы учиться и совершенствоваться: руководство и предпринимательство. Марина Жданова не сомневается, что на выбор старшеклассника во многом повлияло руководство в школьной бизнес-компании.

Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=27265

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости