Амиго!
Мне сказали, что Майкл Бэнг, приехавший когда-то в Барнаул как "лучший продавец мира", завершает свой затянувшийся российский тур. Захотелось побеседовать с ним на тему изменений. Все-таки когда ты живешь в России, каждый день ходишь на работу по одной и той же дороге, то не обращаешь внимания на вещи, которые тебя окружают. У Бэнга на изменения глаз наметан. Как, наверное, у любого консультанта, который учит людей и целые компании меняться.
Семинар проходил в "Проспекте". Я успел на последние полчаса. Сразу вспомнил, как много лет назад Бэнг собрал практически полный зал в "Колизее". А теперь — всего лишь небольшая аудитория, где сидят 20 человек. "Наверное, уже всех в Барнауле обучил своему искусству продаж", — посмеиваюсь я. Но на Майкла масштабы не действуют. Он все такой же. Постоянно мечется у доски, много шутит, корчит какие-то невероятные гримасы, хохочет от души и всем аплодирует. Настоящий шоумен. Но слушателям нравится. Они заряжаются энергией и не хотят уходить, хотя время семинара вышло. Я в полном недоумении: неужели это действительно прикольно — кричать всем вместе "Амиго!" или "Я согласен!" и искать в коллеге по работе "100 положительных качеств"?
После семинара мы переходим в "Пожарку". Майкл и его супруга Анастасия заказывают себе ужин, а я начинаю задавать вопросы. Кстати, "ВД" имеет прямое отношение к тому, что Майкл и Ася вместе. Когда-то мы опубликовали интервью с Бэнгом, где, помимо всего прочего, я спросил у него: "Вы, наверное, успели зайти в наши магазины. Вас кто-нибудь из продавцов обслужил по высшему разряду?"
А он ответил: "Да, одна девушка в магазине "Триумф". По газете они нашли друг друга. "Статья до сих пор хранится у моих родителей", — с улыбкой говорит Ася. Я тоже в ответ улыбаюсь. Что тут можно сказать? Приятное лирическое отступление.
Пессимизм — заразная штука
— Майкл, я слышал, вы завершаете свои тренинги в России и отправляетесь в Америку.
— Не совсем. Я много лет провожу в разъездах по России. У нас очень интенсивная программа. Но сейчас мы действительно больше времени хотели бы проводить в Америке. Может быть, по времени это будет "фифти-фифти", будем жить на две страны. Может быть, в Барнаул с семинарами еще приедем. Но только один раз в год.
— Как много у вас времени уходит на семинары?
— Минимум — 180 дней в году. Это в основном российские города, а также страны СНГ. Мы занимаемся несколькими направлениями. Не только проводим семинары, но и открываем сейчас школы продаж. Мы разработали систему видеотренингов. Это обучение технике продаж, клиентоориентированности, эффективному управлению рабочим временем. Школы будут организованы так: мы находим партнера в регионе и вместе с ним открываем школу. Обучение будет идти в формате видеотренинга.
— И как вы назвали свою школу?
— Очень просто. Michael Bang school of 5-star sales & service. Школа на уровне пяти звезд.
— Действительно, как же я сразу не догадался. Майкл, тогда вы можете подвести некий итог, так как многое повидали в России. Сильно ли изменились мы за прошедшее время? Вот я, например, когда разговариваю с нашими предпринимателями, часто слышу нотки разочарования, скептицизма, плохого настроения.
— Для меня ответ на этот вопрос абсолютен и даже обсуждению не подлежит. Конечно, вы изменились в лучшую сторону. И Россия, и Барнаул, и жители этого города. Первый раз я приехал в Россию в 1997 году. За прошедшие 14 лет я увидел здесь невероятные изменения. Вам удалось пройти путь, на который многие западные страны тратят десятилетия. Европа почти не изменилась за все эти годы, а Россия… Ее сегодня не узнать. Стандарты жизни стали очень высокими. Вот мы беседуем с вами в центре города, в прекрасном уютном заведении. Таких в Барнауле сегодня много. А что было 14 лет назад, вы помните? Вы помните, какое количество россиян могло позволить себе в 1997 году поехать за границу?
— Помню, конечно. Но тем не менее внутреннее недовольство очень большое.
— Может быть. Но, я вижу все совершенно по-другому. Я не знаю, что там насчет скепсиса, но менталитет ваших людей изменился. Могу для примера взять авиакомпанию "Аэрофлот". В 1997 году я прилетел в Россию на рейсе British Airways. А дальше из Москвы я должен был лететь в Челябинск. И я помню, что был в шоке от "Аэрофлота" с точки зрения увиденных стандартов обслуживания. Причем British Airways для меня была обычной компанией. Но "Аэрофлот" и русские аэропорты — это что-то. Большинство сотрудников были очень грубыми, постоянно хамили. И я сначала был очень удивлен, а затем в шутку подумал: "Наверное, это у них такой стандарт работы. И каждый, кто приходит работать в "Аэрофлот", берет на себя обязательства грубить клиенту, орать на иностранцев, обманывать их".
Но что мы видим сегодня? Ситуация совершенно изменилась. В России появились новые самолеты, построены новые аэропорты. Стандарты обслуживания "Аэрофлота" теперь на высочайшем уровне. Вам улыбаются, вас кормят нормальной едой, а не курицей, которую можно только грызть. Стюардессы знают английский язык. Чудо! Я летаю каждую неделю, и… мне нравится это делать в России. Поэтому изменения есть, их следует просто признать. Не надо быть пессимистом.
Я уже не экзотика
— Интересно, что сегодня на ваш семинар пришло новое поколение россиян, в основном молодые люди 25–30 лет. Как считаете, они совершенно другие слушатели, нежели те, что были 10 лет назад?
— Стопроцентно другие! Они более свободные и раскрепощенные. Они очень мобильны и конкурентоспособны. Они каждый день получают и переосмысливают огромное количество информации, берут самое нужное. И я вам скажу по секрету, что с этими молодыми людьми работать легко и интересно. Потому что они все очень быстро запоминают. Они знают совершенно банальную вещь: если мы хотим изменить что-то в мире, то должны начинать с себя. Но эта мысль так же правдива, как и банальна. Потому что даже сама смена поколений в России заметно улучшает страну.
— Но улыбаться мы чаще от этого не стали.
— Да, улыбок по-прежнему не хватает. Но посмотрите на этих девчонок. Они достаточно хорошо нас обслуживают. Они почти улыбаются, приняли у меня заказ. Просто если бы я закрыл глаза и не знал, где нахожусь сейчас, то ни за что бы не догадался. Это могла быть и Москва, и Лондон, и Германия. Только язык пока выдает Россию. Но пройдет немного времени, и я уверен, что даже эти официантки смогут общаться со мной по-английски.
— Как изменилось отношение к вам как консультанту? Наверное, раньше у слушателей было некое любопытство, граничащее с недоверием: "Ну, пойду, послушаю этого Бэнга. Хотя что он мне может рассказать? Чему научить?".
— (Смеется.) Это вы верно подметили. Так все и было. В России было очень мало бизнес-тренеров, тем более иностранцев. И на меня действительно многие смотрели вот так (хмурит брови, как ненастоящий царь в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", которому "князь Милославский" приказывает: "Сдвинь брови"). Но многие из вас прошли обучение за рубежом и избавились от стереотипов. Среди россиян появилось много бизнес-тренеров. Я с ними часто общаюсь и вижу очень высокий уровень подготовки. Поэтому Майкл Бэнг для своих слушателей уже не экзотика. Да, раньше на мои тренинги приходили полные залы, а сейчас я собираю вот такие классы. Ну и что? Отношение ко мне изменилось и в том плане, что сейчас я чаще провожу индивидуальные тренинги для компаний. Вот вчера мы проводили семинар в местной аптечной сети.
— Наверное, к вам просто предъявляют какие-то особые требования?
— Может быть. Конечно, опыт у меня большой. Но ведь в принципе в Интернете можно найти любую информацию. И даже что-то прочитать, не прибегая к семинарам. Но если люди меня приглашают, значит, им это нужно.
— А что именно им сегодня нужно от вас?
— Найти решение каких-то более конкретных задач, связанных с особенностями предприятия.
Внутреннее дружелюбие
— Что вам как бизнесмену нравится сегодня в России?
— Многое. Конечно, в России не все совершенно. Но, вы думаете, в Европе или Америке все совершенно? Не заблуждайтесь!
Я смотрю на Россию положительно и вижу, что здесь отличная система налогообложения. Подоходный налог — 13%. Это просто супер! Спросите у любого иностранца, хотел бы он иметь такой подоходный налог? В Европе прогрессивная шкала налогообложения. Но там есть очень сложная система налоговых вычетов. Допустим, вы — очень богатый человек. Ваши налоги достигают 60–70% от дохода. Вам это не нравится, и тогда вы нанимаете хорошего юриста, чтобы вместе придумать всякие схемы. Практически все богатые европейцы этим занимаются. Но я бы предпочел просто заплатить 13% и не заниматься подобными вещами. Базовые налоги в России очень привлекательные.
— Но от этого бизнес Европы, Китая или Америки почему-то не спешит со своими инвестициями к нам.
— Потому что многому надо еще учиться. Не будем сейчас затрагивать тему чиновников, возьмем то, что мне ближе, — простое звено менеджеров по продажам. Ключевой момент — стремление к обучению и создание такой мотивационной системы, которая бы заставляла этих людей делать свою работу хорошо. Это как с детьми. Если вы хороший родитель, то должны постоянно стимулировать развитие своего ребенка. Вы должны его хвалить, поддерживать, поощрять достижения, но делать это всегда справедливо. Так же и в бизнесе. Вот ответьте мне, как инвестировать в дружелюбие? Очень просто. Надо заложить дружелюбие в стандарт работы сотрудника. Причем сделать это не насильственно и направить дружелюбие не только во внешнюю, но и во внутреннюю среду. Если ваш сотрудник будет улыбаться только клиентам, вы ничего не добьетесь. Необходимо, чтобы была внутренняя гармония компании, внутреннее дружелюбие. Поэтому на своих семинарах я стараюсь научить людей из одной компании любить друг друга. Командное дружелюбие — это сейчас ключевая компетенция. Ведь очень часто происходит так, что любые усилия "топов" разбиваются из-за негатива исполнителей.
— Вероятно, вы правы. Но изменения в России значительно сдерживает тот факт, что владельцы бизнеса мало доверяют подчиненным, наемным менеджерам.
— Да, это заметно. Но это особая ситуация, характерная в большей степени для России. Ничего не поделаешь с ней — надо потерпеть. Потому что бизнес в России существует всего 20 лет. Этого недостаточно для серьезных изменений. Конечно, владелец бизнеса считает, что только он знает и понимает, как и что нужно делать. Такой вывод он делает на основании собственного опыта. Как ему кажется, опыта удачного — он же построил целый бизнес. Это тоже идет от недостатка образования — я имею в виду среди учредителей бизнеса.
— То есть он для подчиненных не "амиго"!
— Да, не "амиго". Это точно.
Блиц-опрос
— В чем ваша основная ценность?
— Делать наилучшим образом то, что ты делаешь.
— Что легче всего продавать?
— То, что ты сам очень любишь.
— Русский бизнес – это…
— …полный экстрим.
— Что вас в России за прошедшие годы больше всего порадовало и огорчило?
— Люди. И в том, и в другом случае. Потому что я встречался как с феноменальными личностями, так и с откровенными хамами. Последние особенно часто проявляют себя, когда обращаешься в какую-нибудь администрацию.
— Русский менеджер по продажам — это…
— …человек, который должен сделать все возможное, чтобы клиенту подобрать наиболее подходящий товар.
"ВД" благодарит за организацию беседы с Майклом Бэнгом "Сибирскую консалтинговую группу".
Источник: http://altapress.ru/story/69366