Минэкономразвития намерено провести оценку действующих нормативных актов, оказывающих избыточное давление на бизнес. Ведомством подготовлен порядок экспертизы действующих актов. Получит ли минэкономразвития право требовать отмены ведомственных актов, каков будет механизм рассмотрения, кто попадет в перечень оценки регулирующего воздействия. На эти и другие вопросы "РБГ" ответил директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Алексей Херсонцев.
- Вашим департаментом подготовлен порядок экспертизы действующих актов, в чем суть документа?
- Действительно, президент РФ в своем известном выступлении в Магнитогорске поручил принять акты, которые наделяли бы Минэкономразвития России полномочием проводить экспертизу действующих правовых актов федеральных ведомств для выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Концептуально такая экспертиза будет схожа с той работой, которую мы ведем, правда, не так давно и не в таких масштабах, в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Суть экспертизы в том, чтобы смотреть акты не на предмет их соответствия законодательству, а именно на предмет целесообразности тех решений, которые в них содержатся: является ли регулирование эффективным, достигаются ли какие-то общественно значимые цели, или оно просто приводит к выдаче каких-то никому не нужных документов, экспертиз, согласований, подаче отчетов, которые даже никто не читает и т.п.
- Каков будет механизм проведения экспертизы действующих актов?
- Механизм такой - общероссийские и отраслевые бизнес-ассоциации, а также отдельные предприниматели и инвесторы вносят предложение о проведении экспертизы. Консультативный совет по оценке регулирующего воздействия, который мы сейчас создаем и в который войдут представители бизнеса, федеральных ведомств, эксперты, рассматривает такое предложение с точки зрения его обоснованности и формирует план проведения экспертиз. Если предложение поступило от частного лица, то мы перед рассмотрением на совете дополнительно запрашиваем позицию бизнес-объединений.
В рамках экспертизы мы уже детально проверяем информацию, проводим расчеты и в обязательном порядке публичное обсуждение. По результатам Минэкономразвития России решает, достаточно ли оснований для отмены правового акта, если да, то мы просим Минюст России выдать ведомству предписание об отмене или изменении акта.
- А без минюста вы не можете обойтись?
- Минюст России в этой цепочке необходим по двум основаниям. Во-первых, именно он регистрирует все ведомственные акты. Во-вторых, следует понять, не является ли спорное положение акта прямой калькой с вышестоящего, например постановления правительства или закона. У нас, конечно, есть свои юристы, но правовая оценка в данном случае - это компетенция минюста. Если выяснится, что заявленный барьер связан с положениями актов вышестоящего уровня, то мы направляем в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение о разработке изменений в вышестоящий акт. При этом весь процесс имеет публичный характер - в открытом доступе в сети Интернет размещаются поступившие предложения для публичного обсуждения, результаты этих обсуждений и тексты заключений об экспертизе.
Чтобы приступить к этой работе, нам потребуется три документа - указ президента, постановление правительства и после их принятия приказ минэкономразвития. Проект указа и постановления были 31 мая одобрены Правительственной комиссией по проведению административной реформы и в ближайшее время должны поступить на рассмотрение правительства и президента.
- Есть ли конкретные предложения, какие действующие акты необходимо рассмотреть в этом году?
- Еще в конце прошлого года Правительственной комиссией по административной реформе был одобрен составленный на основании предложений бизнеса перечень из 15 ведомственных актов, вызывающих у предпринимателей наибольшую обеспокоенность, со списком этих приказов и постановлений можно ознакомиться на странице ОРВ в Интернете. В течение 2011 года будет проведена их оценка. Доклады по 4 актам уже направлены в правительство, мы выявили там положения, создавшие избыточные барьеры. Эти документы и наши предложения по ним в ближайшее время будут рассмотрены комиссией по административной реформе.
Сейчас мы уже видим ряд кандидатов на рассмотрение по новой процедуре. Так, например, производители морепродуктов озабочены введением правила о том, что в замороженной продукции не допускается более 7 процентов глазури. По их мнению, для отдельных морепродуктов, например креветок, это необоснованно, создает дополнительные издержки, ничего не добавляя позитивного в плане безопасности. И тут нам надо понять правило об этих 7 процентах, оно действительно влияет на безопасность, или это связано с иными интересами потребителя, например неведение его в заблуждение. Во втором случае надо посмотреть, есть ли альтернативные механизмы достижения этой цели. У нас также большой поток обращений от отдельных предпринимателей по обоснованности введенных в 2005 году обязательных требований к рекламным конструкциям. Думаю, если предпринимательское сообщество в целом подтвердит наличие проблемы, мы и тут можем рассмотреть вопрос о проведении экспертизы. Таких примеров весьма много, и понятно, что рассмотрение сразу всех из них не приведет к желаемому результату. Именно поэтому нами и предложен такой на первый взгляд сложный механизм отбора. На практике, думаю, он будет положительно воспринят и даст свои результаты.
Планы экспертизы будут доступны всем желающим, в том числе средствам массовой информации. Уже сам факт попадания актов в план проведения экспертизы может повлиять на ведомство, задуматься об изменении акта, не дожидаясь негатива в публичном пространстве. Если же у ведомства достаточно аргументации, в том числе для публичной дискуссии, то процесс экспертизы позволит еще раз разъяснить предпринимательскому сообществу важность и обоснованность того или иного ограничения.
- С какими предложениями по ОРВ выступает сегодня министерство и получит ли минэкономразвития в связи с этим дополнительные полномочия?
- Если говорить о стратегическом направлении развития института ОРВ в России, то им должен стать переход к проведению ОРВ на ранней стадии, когда первые этапы оценки проводятся еще на первых стадиях проработки самой идеи регулирования с привлечением к обсуждению проблемы и выбора альтернатив регулирования представителей предпринимательского сообщества. При этом Минэкономразвития России сохранит полномочия по подготовке "финального" заключения об ОРВ, где в том числе будет даваться оценка качеству проведенной разработчиком работы, соблюдению определенных стандартов при обсуждении акта. Внедрение этой практики предполагается начать с 2012 г. в пилотном режиме при разработке нескольких нормативно-правовых актов каждым органом власти, а в 2013 г. проводить ее уже для всех проектов актов в плановом порядке. Также планируется распространить процедуру на региональный уровень с 2012 года.
- Будет ли расширен список областей для проверки проектов документов?
- Если говорить о расширении круга актов, в отношении которых планируется применять эту процедуру, то в первую очередь надо вести речь о всех инициативах, предполагающих возложение на бизнес так называемых "требований о представлении информации". То есть когда предприниматель в силу закона должен сообщать третьим лицам что-то о себе или своей деятельности - регистрировать, проводить экспертизы и согласования, готовить отчеты или, например, маркировать продукцию. Не все такие требования избыточны, но многие из них действительно превращаются в фикцию, при том, что весьма затратны. Еще одно направление - это, например, таможенное администрирование. Сейчас, кстати, мы делаем ОРВ на предложения о закрытии специализированных пунктов пропуска через государственную границу и видим тут активную позицию бизнес-сообщества. Обязательно мы будем делать это применительно к проектам технических регламентов Таможенного союза. Отдельный вопрос - как распространить процедуру на проекты федеральных законов, рассматриваемые Государственной Думой по инициативе отдельных депутатов, а не правительства. Думаю, мы в ближайшее время предметно обсудим его с представителями нашего законодательного органа.
Кирилл Илюшкин, исполнительный директор Норд-Капитал:
В целом институт оценки регулирующего воздействия важен во всех отношениях - для бизнес-сообщества как возможность высказать свое мнение, для регулятора как рецепция на свои предложения. Поэтому мы ценим это нововведение, в котором видим шаг в сторону большей открытости и прозрачности. Все-таки государство должно решать наши проблемы, а не создавать их. Станет ли ОРВ эффективным инструментом в России? Если искоренить коррупционную составляющую, пропитывающую всю вертикаль власти и часть бизнеса, то сможет. В противном случае это будет профанация.
Думаю, что есть необходимость пересмотреть многие действующие нормы и законы. В качестве примера можно привести такой документ, как Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, в которой даны конкретные предложения по созданию Международного финансового центра. Не так давно СРО НАУФОР отправило письмо президенту страны, в котором критически была разобрана эта стратегия. Под всеми пунктами можно подписаться!
Источник: Юлия Васильева, http://www.rg.ru/2011/06/07/akty.html