Алексей Геннадиевич Комиссаров совсем недавно руководит департаментом поддержки малого и среднего бизнеса правительства Москвы. До этого он на госслужбе не работал: занимался бизнесом, в последнее время преподавал в Академии народного хозяйства, возглавлял бизнес-клубы. И вот теперь он должен поддерживать столичных предпринимателей.
Дело это очень непростое. Сегодня, в день публикации материала, подготовленного на основе выступления Алексея Геннадиевича на 5-м Всероссийском Форуме «Малое и среднее предпринимательство. Государственная (федеральная и региональная) поддержка сектора. Финансирование. Контроль (надзор), административные барьеры», в российских СМИ появилась крайне неприятная для его департамента информация.
Во вторник были обнародованы результаты исследования, называвшегося «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах». Проведенное консалтинговой компанией Ernst&Young совместно с Центром экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе еще в августе — ноябре 2010 года, когда на месте Комиссарова работал другой человек, оно дало печальные для столицы выводы. По результатам опроса Москва была признана самым худшим для ведения бизнеса регионом из тех десяти, где проводился опрос.
Выступая на форуме, Алексей Комиссаров об этом, разумеется, еще не знал.
Главная проблема малого бизнеса столицы — это административные барьеры, в частности, в сфере доступа предпринимателей к аренде и выкупу помещений и земельных участков. И решать все эти вопросы предпринимательскому сообществу и соответствующему департаменту московского правительства необходимо в самом тесном взаимодействии.
Только все вместе мы сможем сделать так, чтобы наш бизнес получил наиболее комфортные условия и развивался так, как он развивается в развитых странах, как он и должен развиваться.
Мое глубокое убеждение заключается в том, что именно малый и средний бизнес может двигать нашу страну вперед, может привести к тому, что мы создадим устойчивую и очень хорошую экономику.
И, на самом деле, я рад, что есть возможность встретиться на этом форуме с представителями бизнеса. Я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие внесет вклад и в работу нашего департамента: ведь, хотя у нас есть свой опыт, есть представление, что нужно бизнесу, но этого, безусловно, недостаточно. И здесь как раз в ходе подобных мероприятий могут быть найдены какие-то пути, какие-то направления правильного развития.
В большинстве тех исследований, которые я на сегодняшний день видел, говорится, что основная проблема, мешающая развитию малого и среднего предпринимательства – это те самые административные барьеры, о которых мы устали уже говорить. Действительно, это – очень серьезное препятствие.
Столичный департамент малого и департамента поддержки малого и среднего предпринимательства, на самом деле, многое делал в прошлые годы в этом направлении. Я могу сказать, что, например, была проведена непростая работа по составлению перечня органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление госконтроля и надзора. В результате этот перечень был сокращен на 30% по сравнению с тем, что было раньше. Все это привело к тому, что в последний год количество проверок субъектов предпринимательства сократилось в 20 раз. Полагаю, что это – серьезная цифра.
Был и ряд других инициатив. В частности, я хочу упомянуть о том, что департамент взаимодействовал с целым рядом управлений федеральных органов по городу Москве, и в частности нам удалось сократить время регистрации предприятий.
Тем не менее, проблем еще очень много. Особенно остро стоят те из них, что связаны с арендой земельных участков в столице, с арендой помещений, более всего – находящихся в собственности города. По поводу выкупа этих помещений идут бурные дискуссии: стороны не согласны со схемой их выкупа. Необходимо прийти к взаимопониманию, в том числе и с налоговыми органами столицы (в общении с ними возникают особые сложности).
Я, действительно, занял свой пост совсем недавно, но уже понятно, что может сделать департамент в работе, связанной с административными барьерами. Во-первых, это мониторинг всех объектов инфраструктуры. И тут я рассчитываю на помощь Национального института системных исследований проблем предпринимательства, а также на помощь предпринимателей, в том числе участников сегодняшней конференции.
После проведения мониторинга, после анализа его результатов и предложений от самих предпринимателей о необходимости изменений законодательства, нормативной базы по сокращению административных барьеров. Более того, мы должны обеспечить выполнение этого измененного законодательства. Сделать так, чтобы то, что будет написано на бумаге, не оставалось лишь на ней, а реализовывалось в жизни.
Второе, о чем надо сказать, - это помощь в предоставлении правовых консультаций руководителям малых и средних предприятий, обучение их, в том числе по правам и обязанностям предпринимателей при проведении проверок, в процессе отношений с государственными органами. И здесь есть разные возможности, разные идеи. Опять же в этом вопросе мы надеемся на помощь самих предпринимателей. Только все вместе мы можем прийти к решению стоящих перед нами проблем – предприниматели, сидящие в зале, и представители власти – чиновники, и представители общественных организаций, исследовательских институтов. Хотел бы вас призвать к максимально открытой откровенной дискуссии на протяжении этого форума. Ведь зачастую мы говорим: у нас очень много проблем, бизнесу в России тяжело. Но хотелось бы, чтобы мы перешли от констатации фактов к каким-то конкретным предложениям: что нужно сделать, что необходимо изменить.
Сейчас есть хорошая возможность эти изменения провести в жизнь. Сейчас перед всеми нами ставятся новые задачи, и это задачи – сделать реальные вещи, которые могут реально изменить ситуацию, в данном случае в предпринимательстве. И я обещаю, что все предложения по улучшению положения предпринимательства, которые будут озвучены здесь, мы обязательно рассмотрим. И все те предложенные меры, которые действительно окажутся эффективны, будут реализованы.
Материал подготовил Владимир Володин