От идеи до реализации
Компания Quadra предлагает аутсорсинговые услуги по управлению интернет-магазином. Quadra предоставляет складские помещения разной площади для хранения товара, прием и обработку заказов в call-центре, упаковку и доставку товаров, прием платежей у покупателей, а также предоставляет консалтинговые услуги в области маркетинга и продвижения интернет-магазинов. Компания была зарегистрирована в октябре 2009 года, хотя официальную деятельность начала только в апреле 2010 года. В течение этого периода шла подготовка, внедрение технологии, оформление бумаг, отладка и тестирование системы.
Идея создания компании пришла ее основателям случайно. Изначально они планировали создать интернет-магазин товаров с Ближнего Востока. Они никогда не сталкивались с этой областью, но были уверены, что на рынке должны существовать компании, предоставляющие услуги, подобные тем, что сейчас предлагает Quadra. Поиски в российском Интернете не принесли результата. Ради любопытства они проверили, есть ли такие компании на Западе. Оказалось, такой тип услуг в США существует уже более 10 лет. Например, такие компании как Adidas, Lego, Calvin Klein не имеют собственных интернет-магазинов, а пользуются услугами компаний, подобных Quadra. Предприниматели поняли, что идея жизнеспособна.
Компания была образована на личные деньги ее основателей. Алексей Гончаров, математик по образованию, до этого работал аналитиком в инвестиционном банке. Валентина Куликова также работала в банке, в ИТ-сфере.
Господдержка – это реально
Прежде чем создать Quadra они придумали тестовый интернет-магазин, на котором учились тому, как он работает, в чем нуждается владелец маленького интернет-магазина. Это было необходимо, потому что пока по объективным причинам Quadra может работать только с маленькими и средними магазинами, для крупных у них не хватает мощностей, но стратегически именно крупные клиенты являются их целью.
После того, как идея компании была сформирована, бизнес-план написан, предприниматели узнали о программе для молодых предпринимателей на форуме “Селигер 2009”. Поездка принесла не только полезный опыт общения с экспертным сообществом, но и первого бизнес-ангела, решившего вложиться в компанию. По словам Гончарова, очень многие, слушая рассказ об их проекте, не верили, что у них что-то получится, настолько эта идея выходила за рамки предложенного на рынке. Через год те же люди, имея перед глазами состоявшийся бизнес с большим количеством клиентов, поменяли свою точку зрения.
Деньги бизнес-ангела компания потратила на разработку технической платформы call-центра, создание сайта, а так же на мебель и оборудование для офиса.
В октябре 2009 года предприниматели узнали о возможности получить субсидию города Москвы на поддержку малого предпринимательства. “Мы презентовали наш проект, его одобрили и попросили собрать документы для того, чтобы получить субсидию. Мы тогда не знали, что прошли только первичный этап, а документы были нужны для того, чтобы попасть в экспертный совет. Мы думали, что деньги уже наши, и не понимали, что все еще боремся за них. Сбор и оформление документов отняло месяц работы двух сотрудников, которые не ели, не спали, а готовили технико-экономическое обоснование, собирали справки, выписки, заполняли анкеты. Срок действия большинства справок был от 70 дней, и надо было подгадать, чтобы синхронизировать их время действия. Затем начались обходы экспертов, до каждого из которых надо было донести, кто мы такие, убедить их в экономической эффективности проекта, переписать наши документы под их стандарты оформления. На каждом этапе приходилось что-то переделывать”, - рассказывает Алексей Гончаров. В итоге компания получила 750 тыс. руб., об использовании которых они должны отчитываться в течение следующих 3 лет. Алексей Гончаров считает, что, несмотря на все сложности, государственная субсидия – полезное дело, ведь по сути это “бесплатные” деньги, государство ничего не требует от компании взамен, кроме отчетов.
Работа на перспективу
Сейчас в команде компании работает 10 человек. Предельный возраст сотрудников – 26 лет. Это количество людей, необходимых, чтобы реализовать минимальный функционал. Компания не объявляла о наборе и не искала людей со стороны, люди приходили сами, желая участвовать в перспективном стартапе. В основном, это друзья и бывшие сокурсники основателей. Пока компания не может мотивировать новых сотрудников высокими зарплатами, единственное, что они могут предложить – это перспективы. Курьеры, работники склада, операторы компании работают на аутсорсе. Дело в том, что Quadra позиционирует себя, как управляющая компания, а так же как агрегатор логистических решений, поэтому развивает управленческий, а не логистический блок.
Первое, что делала компания для продвижения, это “холодные” звонки. Изначально показалось, что результат от них был нулевой, не было заключено ни одного договора. Однако у этих звонков был отложенный эффект: через месяц им начали звонить другие клиенты, до которых по “сарафанному радио” дошла информация о предоставляемых компанией услугах. “Людям просто потребовалось время, чтобы понять, что мы предлагаем”, - считает Алексей Гончаров. Затем компания разместила несколько статей в Интернете, начала участвовать в конференциях, конкурсах. Эти “локальные” действия так же дало хороший результат.
Компания изначально решила работать “в белую”, во-первых, потому что это соответствовало их морально-этическим убеждениям, во-вторых, у них не было достаточного опыта даже для обычной работы, не то, что для “воровства”. Кроме того, через компанию проходят бизнес-процессы десятка интернет-магазинов. Если они позволят одному магазину продавать “серый” товар, и об этом станет известно, это подорвет доверие к другим магазинам, а Quadra не хочет так рисковать.
Компания участвует во многих конкурсах. Например, они стали победителями Конкурса Инновационных проектов Научного парка МГУ им. М.В. Ломоносова, получили приз зрительских симпатий на конкурсе “Стартап года 2010”, проводимых ГУ-ВШЭ. Они планировали участвовать в конкурсе УМНИК, но отказались от этой идеи, так как “бумажная работа не окупалась финансовым результатом”.
Точка безубыточности
Сейчас компания работает “на упрощенке”. Алексей Гончаров боится того момента, когда им придется перейти на общую систему налогообложения, по его расчетам, это полностью изменит финансовую модель компании.
Компания работает с множеством контрагентов, ни с кем из них не возникает проблем, кроме Почты России. “Заказ идет по две недели, скорость возврата денег отвратительна, то есть, если клиент оплатил заказ наложенным платежом, почта будет возвращать эти деньги 3 месяца, частями и только после того, как ты будешь постоянно напоминать о себе, звонить по несколько раз в неделю”.
По словам Алексея Гончарова, самое сложное в стартапе – это атмосфера неопределенности: “Каждый день ты не знаешь, что будет завтра. Вкладываешь все силы, время и энергию в свое дело, но при этом должен быть готов в любой момент признать, что что-то не получилось и закрыть компанию. Это оказывает постоянное психологическое давление на людей, нужно поддерживать баланс, чтобы сотрудники не теряли мотивацию и энтузиазм”.
Работа с малыми магазинами не приносит компании достаточной прибыли. По их подсчетам, прибыльным может быть сотрудничество с магазинами, продающими не менее 1000 единиц товара в день. Сейчас компания подошла к этапу, на котором необходимы инвестиции. Они уже прошли этап бутстрэппинга, на котором “считали каждую копейку”, доказали, что у рынка есть потребность в их услугах, знают своих потенциальных клиентов, но им не хватает мощностей для того, чтобы обслуживать их, нужны дополнительные вливания.
Изначально у Quadra была плоская модель ценообразования: за свои услуги они брали 12% стоимости любого товара. С января 2011 года они планируют переделать тарифную сетку, теперь стоимость услуг будет зависеть от типа и стоимости товара. Сейчас компания вышла на текущую безубыточность, перестала терять деньги, но и зарабатывать пока не начала.
Источник: Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21534