TechCrunch принято считать информационной Библией для технологических стартаперов, источником мудрости и идей, позволяющим быть в курсе актуальных событий. Основанный в 2005 году, TechCrunch быстро стал главной международной площадкой для обсуждения прорывных технологий и перспективных стартапов с 10 миллионами уникальных посетителей и отделениями в нескольких странах. Разъезжая по миру и устраивая конференции, TechCrunch по сути инспектирует уровень развития стартапной и венчурной экосистемы различных стран, накладывая на каждую из них трафарет объективной ситуации на современном рынке технологий.
В Москву представители TechCrunch приехали впервые. Для России, недавно вставшей на инновационный путь развития, такое мероприятие дает возможность взглянуть на собственные успехи со стороны. По мнению одного из со-организаторов мероприятия Эдуарда Шендеровича (Kite Ventures), у данного проекта есть амбиции “стать ключевым в трансформации и интернационализации российского Интернета”. Являются ли российские молодые предприниматели частью международного сообщества стартаперов, что делает государство, чтобы помочь им в реализации их планов, кто в России инвестирует в развитие технологий - на все эти вопросы попытались ответить участники конференции.
Государство
Слово “модернизация”, столь любимое российскими чиновниками, пока что не ассоциируется с Россией, зато о проекте Сколково на западе знают прекрасно. Основные вопросы, которые задавали Аркадию Дворковичу, касались как раз этого проекта. Советник Президента рассказал, что изначально Сколково задумывалось как площадка, которая могла бы объединить людей и компании, работающих в ИТ-сфере. По его наблюдениям, это сообщество очень разобщено, и поэтому хорошие идеи зачастую не реализовываются, не находят поддержки и финансирования. По его словам, сейчас государство, бизнес и наука живут словно на разных планетах, а если встречаются, то начинают войну.
“Мы хотели создать благоприятные условия для взращивания идей и совместной работы. Кооперация, диалог, доверие были ключевыми для нас словами. Из существующего сейчас хаоса мы хотели создать структуру, которая бы не ограничивала творческой и предпринимательской свободы”. Аркадий Дворкович отметил, что государство планирует создать условия, стимулирующие инициативы “снизу”, и хотело бы после того, как проект прочно встанет на ноги, выйти из него, предоставив бизнесу полную самостоятельность. Еще одной особенностью Сколково станет его “виртуальность”, то есть проект не будет привязан к конкретному месту, его участниками смогут стать компании и исследователи из других городов России. Таким образом, основная цель Сколково – стать связующим звеном, координатором инновационной деятельности РФ.
Другой темой, интересовавшей иностранных гостей, было создание комфортных условий для развития в России международных проектов. Аркадий Дворкович объявил о возможности упрощения визового режима для высококвалифицированных работников и введении так называемой стартап-визы для иностранных предпринимателей. "Нам действительно необходимо, чтобы квалифицированные специалисты жили и работали здесь. Инновации невозможны без соответствующего законодательства, поддерживающего предпринимательство, и российское правительство работает в этом направлении. Мы – европейская страна и должны иметь один рынок с Европой", – подчеркнул Аркадий Дворкович.
Русским духом пахнет
В качестве иллюстрации того, что Россия может быть привлекательным местом для ведения бизнеса, после Аркадия Дворковича выступали репатрианты и иностранцы, которые начали здесь свое дело. Кирилл Махаринский (ostrovok.ru) и Дамиан Доберштейн (kupivip.ru) рассказали, что приехали в Россию, потому что хотели работать на быстрорастущем рынке, открывающем огромное количество возможностей. Сравнивая современную Россию с другими странами, они отметили “особый предпринимательский дух, смелость и поиски нового, которыми сейчас пронизан российский воздух. В европейских странах люди больше озабочены вопросами своей безопасности, прагматическими целями, и это мешает развитию предпринимательства”.
Тяжело в учении - легко в бою
Талантливый инвестор ранних стадий, Елена Масолова рассказала о своеобразной бизнес-стратегии, которую она использует при инвестировании. 11 стартапов, с которыми начал работать ее фонд AddVenture, все являются предприятиями-копиями западных компаний. Масолова считает это наиболее рациональной и безопасной моделью инвестирования, так как все рынки развиваются в одном направлении, и успех компаний можно предугадать, посмотрев на уже существующий зарубежный опыт.
“Россия находится на естественном этапе ученичества, здесь нечего стыдиться. Перед тем, как начать рисовать свое, надо научиться академической технике и скопировать несколько работ великих мастеров”. Теория Масоловой проверена на практике, по ее словам, несколько ее стартапов (Darberry – клон американского Groupon, Pixonic – клон Zynga) “буквально печатают деньги”. При этом Масолова не собирается останавливаться на создании локальных компаний-копий и планирует в ближайшее время перейти на “глобальный” уровень.
Инвестиции свои и чужие
Привлекательность отечественных технологических продуктов для инвесторов и возможности их вывода на глобальный уровень стали главной темой мероприятия. В дискуссии по вопросам инвестиций в Россию выступили представители российских и зарубежных венчурных фондов Игорь Табер (Intel Capital), Матиас Люнгман (Atomico Ventures), Александр Галицкий (Almaz Capital Partners), Алан Каффи (Managing Partners de Ventech Capital), Ян Рязанцев (РВК) и др. Зарубежные инвесторы по традиции отметили большое количество талантливых людей в России, а также “особую смекалистость русских предпринимателей, которые вынуждены работать не в самых лучших условиях и потому находить нестандартные пути решения обычных для бизнеса проблем”. Работать в России для них по-прежнему “одновременно интересно и страшно”. Особенностью настоящего времени они считают возможность создания в России компаний с мировым именем. “Вкладывая в любую компанию, мы надеемся, что она станет глобальной. Поэтому важным фактором при принятии решения инвестировать является наличие у предпринимателя опыта работы за рубежом и серьезных амбиций”, - отметил Матиас Люнгман.
Российские инвесторы в качестве главного препятствия для инвестиций отметили нехватку хороших команд, с которыми хотелось бы сотрудничать. “Проблем с деньгами в России нет, есть проблема людей. Считается, что инвесторы вкладываются в хорошую идею, но это не так. Идея не уникальна, ее можно скопировать, и только слаженная, инициативная команда имеет реальное значение для построения успешного бизнеса”, - выразил общее мнение Игорь Табер.
Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21167