Об итогах 2010 года
Если сравнивать 2010 год с 2009 годом, то мы видим, что основные последствия кризиса малый бизнес пережил неплохо. Основным фактором этого процесса стал рост кредитования сектора МСБ, составивший за первое полугодие 2010 г. порядка 40%. Второе, мы видим по своей программе поддержке, что если в 2009 году за грантами и займами выстраивались длинные очереди, - можно сказать, что бизнес штурмом брал администрацию, чтобы получить поддержку, - то в 2010 году спрос также был высоким, но не ажиотажным. Это говорит о том, что бизнесу стало легче работать. Наконец, малый бизнес традиционно наиболее адаптивен. За год-полтора многие предприниматели смогли отказаться от тех видов деятельности, которые в кризис провалились, и переключиться на что-то новое. Статистики за 2010 год пока нет, она будет только в апреле 2011 года, но мы ожидаем увеличения числа новых компаний и роста занятости.
С 2005 по 2009 год включительно мы решали самые насущные задачи: в России не было элементарной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Сейчас мы развили сеть бизнес-инкубаторов: более 100 из них созданы на федеральные средства, и десятки инкубаторов региональные власти и муниципалитеты поддерживают сами. Мы создали сеть из 63 микрофинансовых организаций, которые выдают кредиты малым компаниям. Сеть гарантийных фондов работает практически во всех регионах Российской Федерации с капитализацией, которую не стыдно назвать – 24,6 млрд. рублей, что примерно покрывает 100 млрд. кредитов. Действует система венчурных фондов для развития инновационного малого бизнеса в более чем 20 регионах. Мы создали систему обучения: более 50 тыс. человек у нас обучается основам предпринимательской деятельности.
В 2009 году для многих малых компаний ставки по кредитам, которые могли достигать 23-24% годовых, были просто запретительными. От этого теряли все: банки теряли клиентов, а малый бизнес не мог развиваться. Поэтому в 2009 году очень популярной мерой было субсидирование процентной ставки. На эту меру было выделено 3,5 млрд. рублей, то есть мы субсидировали где-то 40 млрд кредитов.
В 2010 году ставки упали, и мы эту меру сократили. Вообще 2010 год характеризуется концентрацией программы и ресурсов на прорывных направлениях развития малого бизнеса. Это связано, прежде всего, с тем, что правительство ставит следующие задачи: увеличить долю малого бизнеса в ВВП с 21% до 29% к 2012 году; на треть увеличить долю занятых в секторе - до 28%; увеличить долю оборотов малого бизнеса в неторговом секторе – ЖКХ, промышленность, строительство, - до 40%. А также в шесть раз увеличить количество инновационных компаний, в несколько раз увеличить количество компаний в сфере социальных услуг, здравоохранения и т.д. Задачи очень амбициозные, и инструменты поддержки должны быть заточены под то, чтобы решать эти задачи.
Об инструментах господдержки
Хотя в 2010 году мы начали постепенно уменьшать грантовую поддержку, потому что уровень безработицы снижается, все равно более 2 млрд. рублей было направлено на поддержку стартующих компаний. Порядка 2 млрд. рублей мы выдали компенсаций инновационным компаниям. Это очень важное новое направление поддержки. Мы выделили такой приоритет, как модернизация бизнеса. Здесь речь идет о технологическом переоснащении, о внедрении технологий, которые уже существуют и конкурентоспособны за рубежом. Ключевым инструментом здесь является лизинг. Мы в этом году выделили ресурсов на 1 млрд. 235 млн руб. на поддержку лизинга в 49 регионах. Это примерно означает субсидирование на 12-15 млрд. рублей лизинга нового технологического оборудования, машин для малого и среднего бизнеса. В том числе эти ресурсы направляются и на такую программу, как «Лизинг-грант», когда начинающий предприниматель получает на руки не деньги, а субсидирование лизинга оборудования или первый взнос.
Мы продолжили наращивать такой инструмент, как гарантийный фонд. Специфика 2010 года заключалась в том, что уже в этом году мы поставили перед гарантийными фондами задачу не менее 20% от общего объема поручительств по кредитам выделять малым инновационным компаниям. Пока в 2010 году это индикативный показатель, но в 2011 году он будет обязательным.
Этот год стал очень важным с точки зрения развития микрофинансирования. Как известно, мы приняли закон о микрофинансовых организациях. Он очень важен с той точки зрения, что рынок микрофинансирования растущий, и по некоторым оценкам, может в течение нескольких лет вырасти в 10 раз. Причем сейчас значительную долю – от 15 до 20%, - занимают ресурсы государственных и муниципальных фондов. Частные сектор на этот рынок не торопится, и крупных прозрачных инвесторов, особенно международных, пока не так много. С принятием закона о микрофинансировании деятельность в этом секторе легализуется, при этом регулирование этой деятельности гораздо мягче, чем банковской. Именно такое мягкое регулирование позволит многим быстро развиться. В этом году серьезный ресурс – 2,5 млрд рублей – были выделены на докапитализацию фондов микрозаймов. Но важно то, что уже сейчас мы предупредили регионы, что для микрофинансовых организаций первого уровня – это временная мера. По мере развития частного сектора государство должно уходить от работы с конкретным клиентом. Вместе с тем созданная сеть может быть либо приватизирована, либо часть организаций могут стать микрофинансовыми организациями второго уровня, то есть они смогут предоставлять дешевые ресурсы для частных лиц, занимающихся предпринимательством. Эта практика себя хорошо зарекомендовала и в Мексике, и в Бангладеш, и в Индии, и даже в США.
Заглядывая в 2011 год, мы хотим и гарантийные фонды, и микрофинансовые организации проводить через систему публичных рейтингов. Мы ввели определенные показатели эффективности и хотим, чтобы эти фонды рейтинговались, а предоставление финансовых ресурсов, соответственно, зависело бы от тех рейтингов, которые есть у этих организаций.
О регионах
В 2010 году мы впервые начали реализовывать поддержку малого бизнеса в моногородах. Для того чтобы избавиться от монозависимости, сделать устойчивой экономику таких городов, а их у нас около 300 по методологии Всемирного банка, министерством выделено 2 млрд. рублей на поддержку малого бизнеса в 35 моногородах.
В качестве примера я могу привести Тольятти – самый крупный моногород. В 2010 году около тысячи человек прошли курсы обучения предпринимательству. 700 человек получили гранты на развитие своего дела, причем конкурс был довольно сложный – 2-3 человека на место. Более 60% - это женщины, что внушает оптимизм, потому что женщины – более надежные заемщики, и те бизнесы, которые в сфере услуг начинают женщины, характеризуется меньшим риском и меньшим уровнем мошенничества. Также начал работу бизнес-инкубатор, который будет оказывать поддержку стартующим компаниям. Однако надо сразу признать, что от монозависимости не избавляются за год или два. Надеюсь, в течение 3-4 лет мы увидим первые результаты. Кстати в Тольятти до конца года будет создано порядка 3-3,5 тыс. рабочих мест в малом бизнесе, то есть в тех компаниях, которые никак не связаны с «Автовазом».
Во-вторых, очень важно, что программы развития малого бизнеса в моногородах довольно универсальны и могут быть привязаны к крупным проектам. Например, если в Тольятти создается особая экономическая зона и там есть резиденты, мы можем программы микрозаймов, грантов перенаправить на то, чтобы малые компании обслуживали резидентов особой экономической зоны. Или, например, если создаются ИТ-парки, то можно выделить ИТ-компании и профинансировать их в приоритетном порядке.
В этом году для нас очень важным приоритетом был регион Северного Кавказа. Не секрет, что уровень безработицы там очень высокий, при этом регион отличается очень высоким уровнем предпринимательской инициативы. Там люди уже рождаются предпринимателями, и это выгодно отличает Северный Кавказ от всех других регионов России. Мы направили на Северный Кавказ дополнительные ресурсы, в основном, на гарантийные фонды, на массовое обучение основам предпринимательской деятельности, на микрозаймы. На Кавказе очень хорошо берут микрозаймы. Причем при выдаче микрозайма не всегда даже требуется обеспечение, если есть поручительство нескольких человек. Кровнородственные связи на Кавказе очень хорошо развиты, и, например, когда я недавно был в Кабардино-Балкарии и спросил у своих коллег из гарантийного фонда, есть ли у них невозвращенные кредиты, меня долго не могли понять.
О приоритетных направлениях
В этом году впервые правительство выделило 2 млрд. рублей на поддержку экспорта малых компаний. Три-четыре года назад понятие «малая компания – экспортер» вообще звучало, как «горячий снег». Для сравнения, за 5 лет, пока эта программа не входила в число приоритетных, было потрачено всего 150 млн рублей. Сейчас, по таможенной статистике, 22,5 тыс. малых компаний являются экспортерами, и номенклатура составляет примерно 6,5 тыс. позиций. 38 регионов смогут получить поддержку в формате субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, компенсацию на участие в выставках и ярмарках, на защиту интеллектуальной собственности и патентование, на получение разрешений, согласований со страной-экспортером.
Важно то, что эти 38 регионов должны до 01 июля 2011 года создать для этих экспортных компаний сеть организаций, которые должны будут обслуживать экспортеров, оказывать им консультационную поддержку, маркетинговые услуги и т.д. Что очень важно, экспортные агентства будут вовлечены во взаимодействие с торговыми представительствами других государств и, по сути, будут транслировать заказы малых и средних компаний для торговых представительств. Большую роль здесь играет система Евро Инфо Центров – это европейская сеть, в которую входят более 40 стран, и Россия – член этой сети. Суть ее в том, что российская компания, которая хочет выйти на рынки 40 стран, может бесплатно разместить свой профиль в этой сети. И в течение недели корреспонденты этой сети в той стране, к которой предприниматель проявил интерес, обязаны найти ему партнеров. Более 1,5 тыс. профилей компаний из почти 30 регионов уже размещено. Но самое главное, что уже идут сделки. Могу привести два интересных примера. Помимо инновационной продукции, которая стабильно пользуется спросом, одна из компаний на Северо-западе захватила в Прибалтике серьезную долю рынка по производству кондитерских изделий. В Прибалтике помнят еще советские кондитерские изделия, и через эту сеть компания нашла себе партнеров и заключила соглашение. А одна из астраханских компаний через сеть нашла партнеров по поставке лягушек во Францию.
Несколько слов хотелось сказать о программе поддержки Российского банка развития. Очень важно, что программа работает практически во всех регионах. Есть, конечно, 17-18 регионов-лидеров, где банковские квоты выбираются, и даже накапливается отложенный спрос. Важно, что программа впервые развернулась в 2010 году не только по отношению к банкам, но и по отношению к организациям инфраструктуры: хорошо финансируются микрофинансовые компании, программа по лизингу, факторинговые компании, предлагаются продукты для инновационных компаний. Объемы этой программы к концу 2010 года достигнут 100 млрд руб. Если сравнить с 2006 годом, когда выделялось 9 млрд руб. – рост финансирования в 10 раз – это хороший темп.
О законодательстве
Все знают 59-ФЗ о выкупе помещений. В этом году темпы выкупа значительно возросли по сравнению с прошлым годом. Это произошло благодаря тому, что предпринимателям, задолжавшим какие-то платежи по арендной плате, предоставили возможность просто погасить задолженность и выкупить свое помещение. По состоянию на ноябрь у нас было уже 17 тыс. выкупленных помещений по стране. К этой цифре можно отнестись двояко. С одной стороны, по сравнению с общим числом арендаторов по стране, это не много. Это объясняется тем, что сейчас порядка 14 млн. кв. метров помещений включено в перечень для аренды, то есть перечень помещений, которые не подлежат приватизации, а предоставляются малым предпринимателям на условиях аренды, причем большая часть из этого перечня находится в Москве. С другой стороны, муниципалитеты получили более 40 млрд. рублей в бюджеты от этих сделок, что очень хорошо. Муниципалитеты могут направлять какую-то часть из этих денег на поддержку предпринимателей. Чтобы стимулировать этот процесс, необходимо будет принять ряд поправок в следующем году. Например, те поправки, которые позволяют выкупать помещение по требованию предпринимателей, так же как граждане приватизируют свои квартиры, то есть не ждать решения местной власти. Здесь, конечно, необходимо сохранить условия по метражу и соблюсти баланс между интересами регионов, муниципалитетов и бизнеса. Мы намерены с такой инициативой выступить.
Также у нас очень важная тема – проверки. В целом, и сам бизнес это отмечает, проверок стало меньше. По разным оценкам произошло снижение от 50 до 70%. В полную силу закон о проверках заработал в 2010 году, и бизнес это почувствовал на себе. Это произошло благодаря активной позиции прокуроров, которые не согласовывают до 50% внеплановых проверок, и 50% плановых проверок они тоже «зарубили». И второе, не менее важное – закон о проверках очень процессуальный. Шаг влево, шаг в право проверяющего означает признание результатов проверки недействительными. И в этом году мы ввели нормы об ответственности недобросовестных проверяющих, если они нарушают закон о проверках.
Более того, в этом году мы подготовили большой законопроект и надеемся, он будет принят – 200 страничный текст, порядка 60 законов, которые регулируют особенности проверок в области атомной энергетики, связи, промышленной безопасности и т.д.
В этом году микробизнес в полной мере почувствовал облегчение по поводу общения с милицией. Непроцессуальные полномочия милиции были исключены из закона, тоже благодаря активной позиции прокуроров. Если такие случаи есть, а они есть – скрывать этого не надо, - прокуроры их расследуют и наказывают нерадивых милиционеров. Как выражаются некоторые предприниматели, «милиционеры ушли с рынков и кафе», потому что овчинка выделки не стоит.
Если говорить о планах, то в следующем году мы хотим разобраться со всеми регистрами, кадастрами, реестрами, которые по факту зачастую являются скрытой формой разрешений, по сути – лицензией. Таких кадастров, регистров, реестров в разных видах бизнеса насчитываются сотни. Мы хотим сделать так, чтобы большинство из них стали информационными, уведомительными институтами. А если по форме они являются разрешительными, то перевести их в такой формат и назвать вещи своими именами. В этом году мы подготовили и внесли в правительство законопроект о лицензировании. Для бизнеса это будет означать еще сокращение на несколько десятков видов деятельности. Но самое главное – это введение бессрочных лицензий, то есть не надо будет ходить продлять лицензии. И третье – это возможность получения лицензии в электронном виде – вообще электронное взаимодействие с государственными органами власти.
Бизнес на себе почувствовал в 2010 году облегчение в отношении сертификации. Существенно сократились виды деятельности, подлежащие сертификации, и сейчас обязательной сертификации подлежит 46%, до принятия решения – 78%. Мы готовы идти и дальше: дать бизнесу больше свободы, но взамен и больше ответственности. В правительство внесен законопроект о существенном увеличении штрафов за реализацию продукции без декларации или продукции, которая является не безопасной, не соответствует декларации – штрафы до 1 млн рублей с конфискацией такой продукции. Это нормальный цивилизованный подход во многих странах. Недаром мы периодически слышим, как отзываются автомобили, потому что дешевле будет отозвать этот продукт, чем потом платить большие неустойки государству.
Начата системная работа комиссии по административной реформе по снятию барьеров в отраслях экономики. Такие решения приняты в сфере здравоохранения, сельского хозяйства, ряде других отраслей. Конечно, после того, как соответствующие постановления правительства будут приняты, малый бизнес почувствует облегчение именно на этих направлениях. В основном, институты по поддержке малого бизнеса, основные институты законодательные, которые защищают малый бизнес, благоприятная среда созданы. Наша главная задача теперь заключается в том, чтобы эти элементы теперь притерлись и работали как система, взаимно дополняя друг друга и тонко настраиваясь под потребности малого бизнеса.
Конечно, предстоит решить еще массу вопросов. Самые сложные моменты – это все, что касается взаимоотношения малого бизнеса с естественными монополиями, подключение к электричеству, газ, тепло и т.д. Это вопрос о выделении земельных участков, аренды земли. Это в целом взаимоотношение малого бизнеса с муниципалитетами. Задача на 2011 год – отрегулировать и сделать прозрачными эти отношения.
Мы знаем, что есть претензии к работе налоговой службы, мы рассчитываем, что новому руководству ФНС, совместно с министерствами, совместно с ОПОРОЙ РОССИИ, удастся выработать меры, которые исключали бы такие «популярные» вещи, как вызов предпринимателей на комиссии и разбор, почему компании не прибыльны, или вызов на комиссию при регистрации компании – так борются с фирмами-однодневками, или приостановление счета, если задержал платежку или потерял ее, и ряд других «обычаев» делового оборота, которые сложились. Я уверен, что мы сможем эти проблемы решить и выработать совместный план действий.
О поправках в закон о ЕСН
Есть опасения, что с вступлением и силу поправок в закон о ЕСН, предприниматели «уйдут в тень». Мы знаем об этих опасениях, но решение правительством принято. В этих условиях, пожалуй, единственной компенсирующей мерой для бизнеса может стать снижение административных барьеров. Всемирный банк посчитал, что бремя для малого бизнеса снизилось за 5 лет с 13% от выручки до 3%. В цифрах это означает экономию 2 триллиона рублей. Введение страховых выплат мы оцениваем примерно в 260 млрд. рублей. Это означает, что как минимум на 260 млрд. рублей мы должны снизить издержки бизнеса в административных барьерах, то есть мы должны освободить их от других платежей. Тогда это будет в какой-то мере компенсировать для малого бизнеса эти платежи. Ну и, напомню, что для инновационных компаний, для ИТ-компаний, для тех компаний, которые будут располагаться в технико-внедренческих зонах, сохраняется пониженная ставка страховых платежей.
Еще одна компенсирующая мера – это введение системы патента. Сейчас в системе патента всего несколько тысяч человек, деньги идут в региональный бюджет, муниципалитеты от патента практически ничего не получают, они не заинтересованы. А ведь те, кого у нас предполагается перевести на патент, это же «теневики», они ничего не платят, а кто может лучше знать тех, кто не платит, чем глава муниципалитета сельского или городского образования? Поэтому сейчас Минфином совместно с нами подготовлен законопроект, который предполагает следующую схему: будет установлена единая ставка по налогу для всех видов деятельности, которые мы определим, а регионы получат право ее только снижать. Второе, 90% налога будет уходить в муниципальный бюджет. Таким образом, у местного главы будет стимул знать своих предпринимателей, потому что он получает от них налоги, а с другой стороны, у него есть программа поддержки, и он будет своих предпринимателей холить и лелеять, бороться за то, чтобы предприниматель пришел к нему. Так что мы надеемся, что система патентования, будучи очень простой, поможет вывести из тени и помочь стимулировать к созданию нового бизнеса.
Об активной позиции бизнеса
Нужно ли, чтобы сами предприниматели занимали более активную позицию и заявляли о том, какие меры поддержки им необходимы? Могу сказать, что мы уже давно испытываем активное давление бизнеса. Такое давление в хорошем смысле слова – как постановку задач, мы уже чувствуем от экспортеров, от инновационных компаний, от тех, кто хочет создать свой бизнес, и по ряду других направлений. От активной позиции бизнеса во многом зависит и содержание мер государственной поддержки. С другой стороны, не всегда мы этому давлению поддаемся, потому что, например, для бизнеса всегда популярной мерой является просто субсидирование процентной ставки. Но есть и более эффективные средства поддержки. Поэтому если мы в чем-то расходимся, то всегда готовы встречаться за круглым столом, вести диалог с предпринимателями и открыто обсуждать и объяснять нашу логику. Мне кажется, бизнес нашу логику понимает и надеюсь, как правило, разделяет.
-----------------------------------------
ПРИМЕЧАНИЕ: Должность указана на момент проведения интервью. На 13 декабря, по сообщению пресс-службы российского кабинета министров, Андрей Шаров назначен директором департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления правительства РФ.
-----------------------------------------Записала Юлия Константинова
Фото: Олег Дмитриев
Интервью опубликовано в журнале "Все о финансах для малого бизнеса"
Источник: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21048