В 2011 году Нижегородскую область ожидает рост инвестиционной активности, областной бюджет сохранит свою социальную направленность, а жители сгоревших сел начнут заселять новые дома с 20 октября 2010 года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом в интервью федеральным информационным агентствам рассказал губернатор области Валерий Шанцев.
Валерий Павлинович, до конца 2010 года остается уже не так много времени. Как вы оцениваете уходящий год с точки зрения социально-экономического развития Нижегородской области? Каких результатов удалось достичь, и каковы перспективы на будущее?
Если говорить об индексе промышленного производства в Нижегородской области, то сегодня он составляет 116%. Но впереди еще четвертый квартал, он самый сложный, и обычно в это время бывает некоторое падение. Но по нашей стратегии в год мы должны расти примерно на 8%. Поэтому сейчас мы идем в режиме, который позволяет нам выйти в следующий год с хорошей основой, которая приведет к темпам роста наших основных социально-экономических показателей на уровне 4,5-5%. Тем самым мы подойдем к концу года в режиме, который мы называем восстановительным.
Если говорить о валовом региональном продукте, о производительности труда и еще ряде основных экономических показателей, то рост у нас будет на уровне 8-9%. Этот показатель характеризует некую стабилизацию. Характерными на наш взгляд являются и некоторые тенденции этого года - стал расти товарооборот в торговле. В прошлом году он падал. Растет объем платных услуг, который в прошлом году также падал. Это связано, прежде всего, с тем, что у нас не только обеспечен рост в динамике средней заработной платы и средних душевых доходов. Он обеспечен еще и с точки зрения реальности зарплаты. Если взять за вычетом инфляции, то средняя зарплата выросла на 9%, а среднедушевые доходы - на 5,8%. Это говорит о том, что у людей появились средства, они идут в магазины, потребляют продукты, и как следствие растет товарооборот и объемы платных услуг.
Мы отмечаем и снижение напряжения на рынке труда. Сегодня у нас официально зарегистрированы 26,5 тыс. безработных, безработица составляет 1,35%. В прошлом году она зашкаливала за 2%. Сегодня это напряжение снято за счет того, что работодателями предоставлены более 36,7 тыс. вакансий. То есть их число превышает число безработных. В 2009 году было с точностью до наоборот: число безработных в 2 раза превышало число вакансий.
В этом году отмечается рост инвестиционной активности, правда небольшой. Если в предыдущие годы объемы инвестиций ежегодно прирастали на 25-30%, то в этом году рост инвестиций в основной капитал вырастет примерно на 7%. Но это с учетом того, что мы имели очень серьезный кризисный год. Думаю, что в следующем году будет оживление инвестиционного поля. Для этого есть реальные предпосылки. Инвестиционный совет начал работать в полном объеме, каждую неделю рассматривая по 35-40 заявок.
В СМИ начинает появляться информация о том, что прошедший кризис может повлиять на решение о строительстве АЭС в Нижегородской области. Реализация проекта может быть либо отложена на несколько лет, либо вообще отменена. Насколько вероятно, на Ваш взгляд, такое развитие событий? Энергопотребление, а значит и энергодефицит, будут только расти. Есть ли у областного правительства какие-то запасные варианты по развитию энергетической безопасности региона?
Строительство АЭС с кризисом никак не связано, потому что оно будет осуществляться за счет средств государственного бюджета. Это не инвестиционный проект. В настоящее время идет самый главный процесс - получение лицензии. Он идет очень непросто. Наши соседи из Владимирской области прикладывают всяческие усилия, организуют различные акции протеста, которые будоражат людей, нервируют тех, кто должен принимать решение. Хотя польза очевидна для всех - и для нас, и для Владимирской области. Все-таки 4,6 тыс. МВт - это очень серьезная мощность, которая позволит развиваться не только нашему региону.
Одновременно с этим мы параллельно ведем еще несколько проектов. В частности, в связи с тем, что проиграли частной компании суд по земельному участку под парогазовую ТЭЦ, мы переходим на соседний участок по этому проекту. Вопрос этот практически решен, и после землеотвода мы сразу же начнем проектирование. Это будет 900 МВт - тоже достаточно серьезная мощность.
Кроме того, мы рассматриваем несколько проектов в области локальной электроэнергетики. Совсем недавно мы рассматривали вопрос, как обеспечить 50 МВт для завода по производству сортовой арматуры в Кулебаках. В октябре 2010 года с итальянцами будет подписан контракт на строительство этого завода. Будем строить ГЗУ, уже есть инвесторы под этот проект.
Есть еще ряд проектов, в том числе и по разработке наших торфяных месторождений, чтобы они у нас не горели бесхозно. К тому же это единственный восстанавливаемый источник топлива. Сегодня в Швеции и Финляндии появились технологии, которые делают добычу торфа менее трудоемкой и экономически более эффективной.
Могли бы вы обозначить параметры целенаправленной комплексной инвестиционной политики в части работы как с крупными инвесторами, так и с мелкими, и средними? Насколько сегодня привлекательна область для российских и иностранных инвесторов, и каковы прогнозы на следующий год?
Если оценивать результаты, то нужно посмотреть, что в кризисный 2009 год мы упали в инвестициях. Но тогда упала вся Россия. Можно отметить, что наш регион оказался в более выгодном положении даже в сложное время. Сейчас у нас идет рост инвестиций, и это свидетельствует о том, что область как была, так и остается привлекательной для инвесторов.
Что касается мелких, средних или крупных инвестиций, то мы всех поддерживаем абсолютно одинаково. Инвестиций много не бывает, их всегда мало. Что касается малых инвестиций, то из них складываются большие объемы. Малые инвестиции - это в своей основе малый бизнес. Он наиболее приспособлен к рыночным условиям. Поэтому его надо поддерживать. Вы знаете, что у нас существует целая система льгот, грантов, гарантийных и венчурных фондов для поддержки именно этого сектора.
Точно также инвестиции совершенно не окрашены в какие-то национальные одежды. Нам абсолютно все равно - иностранные это инвестиции или российские, московские или нижегородские, казанские или самарские. Кто бы ни захотел вложить деньги в наш регион - мы всех привечаем. Потому что если они что-то у нас построят, то это начинает работать на нас. Это просто так уже не возьмешь и не унесешь. И не важно, россиянин ли этот инвестор или иностранец. Главное, чтобы он дело здесь делал и давал нам модернизацию нашей экономики, современные технологии, хороший уровень производительности труда и заработной платы.
Правительство Нижегородской области озвучило параметры бюджета на 2011 год и финансовый прогноз до 2013 года. Сохранит ли бюджет свою социальную направленность или появятся какие-то иные приоритеты? Кроме того, судя по финансовому прогнозу, государственный долг Нижегородской области будет расти и в 2013 году составит почти половину годового бюджета. Не получится ли так, что область загонит себя в долговую яму и в последующие годы будет вынуждена сокращать расходы, в том числе и на социалку?
Свою социальную направленность бюджет обязательно сохранит. Более того, количество средств, направляемых на социальные нужды, вырастет на 5,7 млрд. рублей. Что касается государственного долга, то Бюджетный Кодекс позволяет каждому региону имеет долговые обязательства не выше одного годового дохода. У нас в области принят более жесткий закон, по которому мы модем иметь долг не более половины дохода. Мы имеем 49,6%, это верхний предел.
Эти средства мы берем не просто так, мы берем их на расходы. Расходы на строительство, на то, чтобы развивать область. Нам, к примеру, выгоднее сейчас завершить строительство метромоста, запустить метро, а когда население уже будет пользоваться этими благами, мы будем потихоньку расплачиваться.
Мы в перспективе закладываем снижение этого долга за счет того, что будут увеличиваться доходы. И первая статья, которая гасится при получении дополнительных доходов, это как раз государственный долг.
Многие страны и столичные города имеют долговые обязательства гораздо выше наших. Например, Стокгольм - 90%, Нью-Йорк - 120%. Весь мир в рыночной экономике трудится по этой схеме. У нас темпы роста доходов 110%, а расходов - 119%. А как можно обеспечивать эти расходы? Ведь это же расходы на людей, а не на Шанцева. Мне столько не надо. Поэтому мы говорим, что обеспечим и социальную направленность, и развитие области. Но мы для этого привлекаем кредитные ресурсы. В разумных пределах и в рамках установленных в регионе законов.
Каковы будут объемы программы "Развитие..." на следующий год?
Чисто по областному бюджету объем финансирования составит 5,7 млрд. рублей. Мы пока не имеем многих цифр по федеральному софинасированию, поэтому заложили несколько больший резервный фонд. Как только будут объявлены параметры ФЦП, мы свою часть софинансирования также обязательно запишем. Обычно к этим цифрам добавляется порядка 3-4 млрд. рублей.
Если говорить конкретно по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов, то в начале следующего года мы планируем начать строительство еще одного ФОКа в Нижнем Новгороде. Сейчас горожане определяют, где именно он будет находиться.
Кроме этого, будет заложено еще 3 ФОКа в районах области - в Лукояновском, Павловском и Краснобаковском. Они будут строиться методом государственно-частного партнерства, а еще 3 ФОКа в следующем году могут быть заложены за счет бюджетных средств. Сейчас этот вопрос рассматривается.
Таким образом, график составлен, он выполняется. До конца текущей пятилетки в каждом районе области будет построено по одному ФОКу. Я должен закончить свой второй срок с полностью выполненной первой очередью этого очень важного строительства. Мы также договорились с мэрией Нижнего Новгорода, что в каждом районе города будет построено по два ФОКа, а это еще 16. Ну а потом начнется вторая очередь. Тот же самый Арзамас считает, что им нужно три ФОКа, Дзержинск тоже хочет три. Районы нижнего Новгорода считают, что им нужно по 3-4 ФОКа.
А как обстоит дело с развитием большого спорта и со строительством объектов, позволяющих готовить в Нижнем Новгороде спортсменов мирового уровня?
В настоящее время мы заканчиваем проектирование большого трамплина в 125 метров. Сразу после этого мы приступим к строительству, которое продлиться 1,5-2 года. Таким образом, у нас останется еще около 2 лет для подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи.
Помимо этого заканчивается проектирование футбольного стадиона, проектируется центры художественной гимнастики и водного поло, легкоатлетический манеж.
Недавно мы рассматривали концепцию проекта по строительству ледового дворца на 12 000 посадочных мест. По нашей просьбе ее разрабатывала одна финская компания. После того как мы одобрили их работу, они думают о том чтобы спроектировать и построить этот объект за свои деньги, а потом его эксплуатировать. У них есть соответствующий опыт.
Если рассчитывать только на хоккей, то у нас домашних матчей в сезон бывает около 30, а дней в году 365. Если в остальные дни арена будет простаивать, то мы останемся с большой долей убытков. Поэтому управляющая компания должна будет спланировать на 3 года вперед полную программу по загрузке этого спортивно-культурного центра. Эта арена многоцелевая, трансформируемая. На ней можно проводить концерты, соревнования по другим видам спорта вплоть до конкура. При этом в отличие от нижегородского Дворца спорта профсоюзов там нет запрещений по нормам пожарной безопасности. Она укладывается в нормативы не только наши, но и европейские.
Мы пообещали инвесторам под реализацию этого проекта самый вкусный земельный участок. Для того чтобы вернуть свои деньги, чтобы бизнес приносил доход, они просят дать им возможность кроме самой арены построить гостиницу и торговый центр. Либо все в одном месте, либо в разных местах. Для нас это все равно. Не вкладывая бюджетных денег получить такую арену - это весьма вкусная идея, и мы будем ее всячески поддерживать.
Правительство РФ заявило о том, что в 2011 году продолжится программа по утилизации старых автомобилей. Как вы оцениваете итоги первой такой программы в Нижегородской области и ее перспективы на следующий год?
Мне сложно что-то добавлять. Главное что ее положительно оценили люди, оценили производители, главным образом те, которые работают на нашей территории. Мы другим свою компенсацию не даем, только нашим. Мы включили в бюджет будущего года те же суммы по этой программе, что были в этом году. Будем опять соединять 50 и 100 тысяч, как это и было в прошлый раз.
Как обстоит ситуация со строительством домов в сгоревших поселках и когда начнется первое заселение в новые дома? Строительство идет по графику. Мы думаем, что целый ряд серьезных мероприятий по оснащению мебелью, по заезду начнутся 20 октября.
Нужно завершить строительные работы, а потом уже сразу все дома заселять. А то получится, что в одном доме живет человек, а рядом еще идут работы, по улицам ездит строительный транспорт. Это не совсем безопасно. Думаю, что к 1 ноября мы все заселение во всех поселках закончим.