Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Жан-Марк Мансель, заместитель директора Департамента по работе с малым и средним бизнесом Росбанка. Интервью для "ОПОРЫ-КРЕДИТ"

2009 год стал невероятно сложным для предпринимателей, особенно представителей малого бизнеса. Однако в 2010 году рынок демонстрирует признаки восстановления. Сейчас уже можно начинать работать с новыми клиентами. Мы ожидаем увеличения спроса на наши услуги.

Жан-Марк Мансель имеет степень магистра финансов Tours Business School (французский аналог MBA). В Societe Generale он руководил направлением по работе с малым и средним бизнесом и Mid Cap во французской сети, а также занимал должность Руководителя направления по работе с малым и средним бизнесом и Mid Cap в Территориальном управлении Банка в Париже. Перед тем, как приехать в Россию, Жан-Марк Мансель руководил направлениями по работе с малым и средним бизнесом и Mid Cap в дочерних компаниях Societe Generale, где он контролировал факторинг, лизинг, депозитарий и другие бизнес-процессы. В России Жан-Марк Мансель занимает должность Заместителя директора Департамента по работе с малым и средним бизнесом Росбанка.

ОПОРА-КРЕДИТ: Пожалуйста, расскажите о структуре и основной цели слияния активов группы «Сосьете Женераль»?

Жан-Марк Мансель: Французская банковская группа Societe Generale (SG) объединяет универсальные банки BSGV (Банк Сосьете Женераль Восток) и Росбанк в одну структуру, но, как и раньше, будут существовать два брэнда. Две другие дочерние компании Societe Generale в России - банк, специализирующийся на потребительском кредитовании, Русфинанс, и ипотечный банк ДельтаКредит станут дочерними компаниями новой структуры. В новообразованной структуре большая часть акций (81,5%) будет принадлежать Societe Generale, остальную часть капитала будет контролировать группа «Интеррос».

Я считаю слияние естественным шагом на пути развития деятельности Societe Generale в России. Группа Societe Generale представлена на российском рынке четырьмя дочерними банками, которым свойственна одна модель развития бизнеса. Вполне логично, что при таком условии нам экономически более выгодно иметь один головной офис вместо четырех. Это позволит нам распространять единую систему управления во всех наших российских банках.

ОПОРА-КРЕДИТ: Согласно опубликованному финансовому отчету, российский бизнес Societe Generale в 2009 году показал отрицательный результат. Прибыль группы в России сократилась на 200 млн. евро. Заметны ли уже признаки восстановления?

Жан-Марк Мансель: 2009 год был невероятно сложным для предпринимателей, особенно, представителей малого бизнеса. Мы предполагаем, что 2010 год станет годом окончания кризиса. Согласно нашим наблюдениям, сейчас уже можно начинать работать с новыми клиентами, в течение этого года рынок будет постепенно восстанавливаться, и мы ожидаем увеличения спроса на наши услуги.

ОПОРА-КРЕДИТ: Насколько новый банк, сформированный в результате объединения BSGV и Росбанка, будет ориентирован на работу с малым бизнесом?

Жан-Марк Мансель: Societe Generale успешно работает с малым и средним бизнесом более чем в 40 странах. И мы знаем, насколько это выгодно. Российский рынок интересен нам по той причине, что у нас есть возможность сотрудничать с лучшими малыми и средними компаниями и индивидуальными предпринимателями страны. Наша цель - стать крупным, узнаваемым банком в России, который специализируется на работе с малым и средним бизнесом. Для этого Societe Generale сейчас расширяет список продуктов, доступных малым предпринимателям. Например, в скором времени малым клиентам будет доступен лизинг и факторинг, который до этого мы предлагали исключительно крупным компаниям. Банк специально адаптирует эти продукты под нужды малого и среднего бизнеса.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие еще изменения в своем российском бизнесе планирует провести группа Societe Generale в ближайшее время?

Жан-Марк Мансель: Мы планируем полноценный переход от продуктовой модели бизнеса к клиентоориентированной. Данная деятельность направлена, в первую очередь, на повышение качества обслуживания клиентов. Каждый Клиентский Менеджер будет отвечать за определенное количество клиентов: от 50 до 200. Они будут поддерживать постоянный контакт с каждым клиентом своего сегмента: консультировать, информировать об акциях, предлагать новые продукты. Помимо общения с клиентом в банке, клиент-менеджер должен будет выезжать на место ведения бизнеса. Менеджер будет ответственен не только за выдачу кредитов. При посещении бизнеса, разговоре с его владельцем он сможет понять, в какой помощи банка нуждается клиент, и предложить ему подходящие для конкретной ситуации продукты и услуги.

Для нас принципиально важно установление длительных партнерских отношений с каждым нашим клиентом. Мы хотим сопровождать его на протяжении всего времени существования компании, поддерживать в трудные времена, вместе расти.

ОПОРА-КРЕДИТ: «Вести банковский бизнес в России непросто и крайне увлекательно. Здесь нужно быть готовым ко всему - и к взлетам, и к падениям», - так недавно заявил в интервью гендиректор BSGV Пьер-Ив Гримо (Pierre-Yves Grimaud). Какого мнения по этому вопросу придерживаетесь Вы?

Жан-Марк Мансель: Российский и французский рынки сильно отличаются друг от друга, однако малые предприниматели обеих стран испытывают одинаковые нужды и потребности. Французский рынок существует уже очень давно, у нас практически не увеличивается количество малых предприятий. Доля рынка, принадлежащая Societe Generale во Франции, приблизительно составляет 7%, и мы вполне довольны этим результатом.

В России ситуация совершенно иная. Ваша экономика еще очень молода и не оформлена, но у вас все развивается очень быстро. Здесь мы испытываем некоторые трудности с привлечением новых клиентов, потому что, в основном, занимаемся теми же продуктами, что и конкурирующие банки. Дело в том, что российский рынок банковских услуг в данный момент слабо дифференцирован: это исключительно рынок кредитов, порой депозитов, в то время как Societe Generale славится разнообразием предлагаемых продуктов.

ОПОРА-КРЕДИТ: С какими еще трудностями Вы сталкиваетесь при работе на российском рынке?

Жан-Марк Мансель: С точки зрения француза, на российском рынке очень трудно работать по причине низкого уровня прозрачности малых компаний. В других европейских странах отчеты о деятельности компаний доступны всем заинтересованным лицам. Если будет обнаружено, что предприниматель каким-то образом подделал отчет, он будет отвечать перед судом. В России не существует традиции раскрытия финансовой отчетности.

Для банкира работать с клиентом при отсутствии данной информации просто опасно. Как иначе мы можем оценить деятельность клиента? Нам необходимо знать, каковы его планы и проекты на ближайшее время, с кем он сотрудничает: кто его клиенты, поставщики. Чтобы определить, чем мы можем помочь конкретному предпринимателю, мы должны полностью понимать его бизнес. Если у нас нет доступа к точным цифрам, мы не в состоянии оценить клиента. С компаниями средней капитализации в этом плане работать легче, так как им более привычно представлять официальные отчеты о своей деятельности. В России совершенно иной тип кредитного рынка. Например, соотношение краткосрочных и долгосрочных кредитов, выдаваемых нами в России, 80/20-90/10, тот же показатель во Франции равен 50/50.

ОПОРА-КРЕДИТ: Какие особенности российского малого бизнеса Вы можете выделить?

Жан-Марк Мансель: Малые предприниматели в России редко имеют счета в банке, что совершенно нетипично для других европейских стран. Россия - страна наличного расчета, и это резко снижает уровень доверия между банками и клиентами. В отличие от Франции, в России у предпринимателей нет привычки частого общения с банком. Хотя в этом направлении в последнее время заметны изменения.

Так, например, две недели назад мы начали работать с клиентом, который сказал нам, что ожидает посещений банковского служащего каждые 3 месяца. Он хотел, чтобы банк был в курсе происходящего в его компании: о трудностях, которые она переживает, или об увеличении товарооборота, для того, чтобы исключить всякое недопонимание с банком впоследствии. Российские предприниматели также часто испытывают трудности при составлении бизнес-планов, опять же по той причине, что здесь это умение пока еще в новинку и не стало привычным делом.

 

Интервью взяла международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости