Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Интервью

Юрий Симачев, заместитель генерального директора ОАО "Межведомственный аналитический центр". Инновации и модернизация. Часть вторая

- Юрий Вячеславович, есть ведь и другие факторы, необходимые для развития инновационного бизнеса в крайне непростых кризисных условиях.

- Разумеется. Вот еще один момент, на который я как раз хотел бы обратить внимание. Если обсуждать меры, которые способствовали бы росту инвестиционной активности, расширению инновационной деятельности, то помимо уже упомянутого мной направления – обеспечения стабильности налоговых условий хозяйственной деятельности, необходима и стабильность в других вещах: это, например, – стабильность, предсказуемость той же таможенной, тарифной политики. И дело даже не столько в том, на каком уровне определены, например, ввозные пошлины на те или иные виды продукции. Дело в предсказуемости того, как они будут меняться в ближайшие год - два.
Необходимо, чтобы у компаний были возможности заранее планировать, как и в какие сроки необходимо разрабатывать те же самые импортозамещающие проекты. Руководители должны свободно просчитываться и другие моменты стратегии компаний.
По результатам нашего исследования, получается, что существует четкое разделение: какие правительственные меры представляются более позитивными и привлекательными крупным компаниям (вне зависимости от формы собственности).

- Это понятно: любая крупная компания живет примерно по одним и тем же правилам.

- Для них более предпочтительны прямые формы государственной поддержки: госзакупки высокотехнологической продукции, реализация отраслевых федеральных целевых программ (ФЦП) научно-технологической направленности, различные субсидии, касающиеся, например, экспорта или решения проблем энергосбережения. То есть вещи, связанные с прямым бюджетным финансированием.

- Ну, понятно, почему они предпочитают именно эти меры…

- Разумеется. У них лучше получается пользоваться этим инструментом.
В то же время для представителей среднего бизнеса, для фирм со средней численностью работников в 500 человек гораздо более значимыми оказываются косвенные инструменты. Например, снижение пошлин на ввоз импортного оборудования или расширение перечня расходов на НИОКР, которые учитываются с повышающим коэффициентом. Интересны им налоговые льготы по вводу энергосберегающего оборудования, а также возобновление деятельности Российского фонда технологического развития по софинансированию расходов на НИОКР.
Вот это очень важно учитывать: сейчас, в условиях кризиса, инновационная деятельность очень сильно сместилась в сторону крупных компаний. К сожалению, ряд средних компаний, начинавших до кризиса активно заниматься инновационной деятельностью, оказался сейчас в сложном положении. Прежде всего, эти компании были вынуждены практически полностью сократить расходы на инновации: у них запас прочности оказался существенно ниже, чем у крупных компаний.

- Это понятно.

- В этом смысле важен вопрос дальнейшего выбора. Инструменты, связанные с госзакупками и ФЦП я считаю очень важными и полезными. Но наряду с ними очень важно продвигать и целый ряд других инструментов, более нейтральных к масштабам бизнеса.
Динамичное инновационное развитие определяется не только реализацией различных крупных инвестиционных проектов, значимых в масштабах всей экономики. Оно определяется и восприимчивостью экономики в целом к передовым технологиям, быстротой распространения этих передовых технологий в экономике.
Так что перед нами стоит огромная задача – создать благоприятные условия для инновационной деятельности среднего бизнеса. Создать условия для развития малого инновационного предпринимательства, чтобы хоть каким-то образом сократить разрыв между существующим предпринимательским креативным потенциалом и ограниченным потенциалом,когда речь заходит о внедрении идеи в жизнь.
Скажем прямо, изобретать наши люди могут и любят (к сожалению, не всегда только в благих целях). Но бизнес-среда у нас такова, что пока они не очень этого хотят. Наше исследование показывает, что пока только 2 – 3% изобретателей хотели бы открыть собственное дело. А для рыночной экономики считается нормальным, когда количество изобретателей, желающих открыть свое дело, составляет 8 -10%.
Для нас очень важно, чтобы люди с изобретательскими наклонностями были более заинтересованы в открытии собственного бизнеса, в рационализации своих изобретений и создании соответствующих производств. А поэтому необходимо переформатирование всей системы поддержки инновационного малого и среднего бизнеса и создание благоприятной среды для инноваций, причем уже на региональном уровне. Сделать так, чтобы небольшим инновационным фирмам было комфортно работать – задача для региональных властей.

- Здесь, мне кажется, стоит сделать и такое замечание: далеко не всегда люди, которые могут что-то изобрести, имеют коммерческую жилку. Им необходимо подыскивать хороших менеджеров.

- Вы совершенно правы. Дело не в том, чтобы изобретатели рвались стать менеджерами. Необходимо, чтобы они хотели продолжать заниматься своими разработками в рамках бизнеса. Не надо им становиться менеджерами. Но, если они видят, что бизнес-среда не благоприятна для их работы, они вообще не захотят этим заниматься. Вот в чем проблема.

- Безусловно.

- В связи с этим я считаю, что развивать креативные, изобретательские, да и предпринимательские таланты молодых людей нужно уже в стенах наших вузов. Чтобы они в рамках студенческих бизнес-инкубаторов могли попробовать, как некую креативную идею можно реализовать в реальной жизни, вывести на рынок.
И пусть далеко не все из них потом откроют свой бизнес. Ничего страшного. У нас проблема в том, что очень слаб приток в небольшой бизнес новых молодых предпринимателей. Те предприниматели, что были уже раньше, продолжают заниматься бизнесом, одни фирмы закрывают, другие открывают. А нужен приток новых предпринимателей, причем, что важно – предпринимателей, ориентированных на инновационный бизнес.

- Но малый бизнес у нас – в основном торговля.

- Вот это – еще одна большая проблема.
А поскольку инновационный бизнес всегда сопряжен с высокими рисками, то необходимо, чтобы среда, в которой он существует, не привносила дополнительных сложностей. Она должна быть благоприятной и дружественной со стороны местных органов власти.

- Извините, Юрий Вячеславович, по-моему, Вы много хотите от местных органов власти.

- Почему? Мы ведь и на выходе хотим многого. Если мы готовы заняться модернизацией и хотим в итоге получить значительные результаты, мы должны и много для этого сделать.
И я считаю, что надо верить в решение поставленных задач. Если не верить, они никогда не будут решены.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости