Министр экономического развития Эльвира Набиуллина в интервью первому заместителю генерального директора агентства "Интерфакс" Вячеславу Терехову говорит о развитии торгово-экономических отношений между Россией и США и о влиянии на них мирового финансово-экономического кризиса.
- Как вы оцениваете уровень современных торгово-экономических отношений между Россией и США?
- Совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик наших стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом мы рассматриваем Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала. И мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы развивать потенциал наших торговых отношений.
Если же говорить о текущем состоянии торговли между нашими странами, то, безусловно, на него повлиял и мировой финансово-экономический кризис. До кризиса, в 2008 г., у нас был рекордный рост товарооборота - он составлял более 27 млрд долларов США. При этом даже с таким объемом товарооборота США занимали лишь восьмое место среди торговых партнеров России. Это говорит о недоиспользовании потенциала развития нашей торговли. Доля США во внешней торговле России составляет меньше 4%. Вместе с тем удельный рост России во внешней торговле США - менее 1%. Это крайне мало, по сравнению с потенциалом наших стран, и с возможностью реализации проектов в разных сферах, которые отвечали бы интересам России и США. Поэтому естественно, что мы заинтересованы в том, чтобы развивать взаимную торговлю, диверсифицировать ее, развивать совместные инвестиционные и иные проекты в ряде ключевых областей, которые, как мы считаем, представляют взаимный интерес. Это и энергоэффективность, энергосбережение, альтернативные источники энергии, атомная энергетика, транспорт, космос, экология, нано, биотехнологии, информационные технологии. Можно перечислять большое количество сфер, где есть ресурс для перспективного сотрудничества и у России, и у Соединенных Штатов, и где мы можем работать сообща и реализовывать совместные проекты, в том числе и в третьих странах.
На мой взгляд, потенциал огромный, пока еще не задействованный целиком - и наша общая задача состоит в том, чтобы его реализовать. Для этого президенты наших стран договорились о запуске двусторонней комиссии, в структуре которой есть Рабочая группа по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям, задача которой – совместно выявить и использовать полностью имеющийся потенциал сотрудничества.
- Насколько мировой кризис повлиял на наши отношения?
- Безусловно, кризис отразился на наших торгово-экономических отношениях. Он повлиял и на мировую торговлю в целом, которая, как известно, сокращается. И экспорт, и импорт России падает. По оценке Минэкономразвития за восемь месяцев текущего года российский экспорт упал на 45% (сравнительно с январем-августом 2008 г.), а импорт - на 40%.
Наша взаимная торговля с США также сократилась - правда, в чуть меньших объемах, на 38%. Все же мы считаем, что это - временное явление. Мировая торговля будет восстанавливаться, и будут восстанавливаться объемы взаимной торговли между Россией и Соединенными Штатами. Торговые связи будут приобретать качественно иной уровень. Структура торговли будет более диверсифицированной, и она будет основываться, в том числе, и на взаимных инвестициях. Во всяком случае, мы на это рассчитываем и работаем над тем, чтобы это стало реальностью.
- Усиливается ли протекционизм во взаимной торговле?
- Протекционизм во многих странах стал распространенной формой ответа на кризис. Мировая торговля сокращается, в том числе и из-за принимаемых протекционистских мер. Но хотелось бы подчеркнуть, что Россия такими мерами не злоупотребляет. Мы не считаем протекционизм определяющим способом выхода из кризиса. Нам, безусловно, нужно развивать участие в мировой торговле, в международном разделении труда. Как и многие страны, мы были вынуждены принять ряд мер, в том числе, например, по импортным пошлинам. Хочу подчеркнуть, что мы не только повышали, но и понижали импортные пошлины по значительному количеству товаров - прежде всего, по высокотехнологичному оборудованию. В тех случаях, когда пошлины повышались, это касалось ряда чувствительных для нашей экономики отраслей и товаров, где имело место большое давление импорта, часто и импорта с применением демпинга и субсидий. Мы знаем, что в условиях кризиса во многих странах были огромные запасы готовой продукции, и многие производители были готовы по даже заниженным ценам сбывать их в других странах. Поэтому наши меры были вынужденными и защитными. Но, тем не менее, в целом в текущем году средневзвешенная ставка импортной пошлины даже сократилась по сравнению с прошлым годом: в 2008-м она была 11,45%, а в 2009 году - 10,7%. Этот уровень средневзвешенной пошлины показывает, в каком направлении мы двигаемся.
Что касается взаимной торговли России с Соединенными Штатами, то мы здесь не ощущали особо сильного давления протекционизма, прежде всего потому, что в целом объемы нашей торговли не очень большие, и структура не очень диверсифицирована: она касается не очень большой номенклатуры товаров. Тем не менее, с США у нас существует ряд неразрешенных проблем по отдельным товарам - в частности, по азотным удобрениями.
Есть претензии и к нам с американской стороны, как, например, по металлам, металлопрокату. Эти вопросы мы обсуждаем в рабочем порядке и ищем пути для преодоления разногласий.
- Ваш прогноз на будущее, хотя, я понимаю, что прогнозы - дело неблагодарное.
- Если речь идет о том, когда начнет увеличиваться наша взаимная торговля, то думаю, что это будет происходить по мере восстановления экономик наших стран. Я знаю, что в Америке есть оптимистические прогнозы по поводу восстановления американской экономики. Мы же прогнозируем начало восстановления российской экономики во втором полугодии 2009, в начале 2010 года. Я думаю, что по мере восстановления экономик будет развиваться и торговля между нашими странами. Мы заинтересованы как в сохранении ранее наработанного, так и в поиске новых совместных проектов.
- В какой степени поправка Джексона-Вэника оказывает негативное влияние на развитие торговых отношений двух стран? По своей сути она исчерпала право на существование.
- Мы считаем поправку Джексона-Вэника рудиментом холодной войны, неприятным анахронизмом. Стоит учитывать, что она была напрямую связана с возможностью эмиграции граждан еврейской национальности из Советского Союза. Советского Союза давно нет, проблема давно решена, а поправка так и осталась, и она, конечно, никоим образом не должна быть увязана с торговыми отношениями. Вопрос об ее отмене должен решаться Соединенными Штатами. Если говорить о перспективе вступления России в ВТО, то при сохранении поправки Джексона-Вэника, прежде всего, пострадает американский бизнес. То есть, в этом случае американские компании не смогут в полной мере применять правила ВТО для регулирования наших отношений. Убеждена, что поправка не соответствует нынешнему характеру отношений, она была принята совсем в другое время, и прекращение распространения ее на Россию никак не может быть увязано с какими бы то ни было дополнительными условиями.
Источник - пресс-служба Министерства экономического развития Российской Федерации