Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев, вступивший в должность в апреле, лично проверил на вкус новое бортовое питание. Поменяется также и форма бортпроводников, рассказал он в интервью телеканалу "Вести". Компания намерена создать один из самых молодых авиапарков Восточной Европы. Савельев считает, что кризис, который серьезно сократил пассажиропоток, имеет и позитивные стороны. Падение цен на нефть позволит снизить стоимость билетов.
- Виталий Геннадьевич, здравствуйте. Буквально в этом месяце вас избрали в совет управляющих директоров Международной ассоциации воздушного транспорта. Вот что такое присутствие "Аэрофлота", да и вообще России, в этой ассоциации означает для нас? И может быть, какие-то уже вопросы и проблемы были предложены вами на рассмотрение этой ассоциации?
- На самом деле для "Аэрофлота" и, в частности, для меня это большая честь, быть избранным в состав совета директоров организации. Сегодня авиационный бизнес в мире - это глобальный бизнес. И отдельная авиакомпания, даже отдельная страна не может существовать вне связей с другим сообществом, занимающимся авиаперевозками. Поэтому включение в совет управляющих ИАТА это большая возможность для нас участвовать в работе ассоциации. ИАТА - это законодатель стандартов в области авиации, это законодатель безопасности. Это организация, которая предлагает отслеживать, консультировать в разных областях деятельности авиакомпаний. И на самом деле включение в состав совета директоров дает нам возможность поднимать некоторые вопросы. В частности, мы сейчас к этому готовится. К концу года будет встреча директоров ИАТА. К примеру, один из вопросов, который мы сегодня уже обсуждаем, это сделать предложение по рассмотрению порядка работы с пассажирами по вот этому гриппу, который ходит сейчас в мире. Потому что сейчас обычно мы делаем замеры, исследуем пассажиров по прилету. У нас возникает много вопросов, если в контакте были наши пилоты и наш борт. И плюс пассажиры. И мы хотим предложить в ИАТА обсудить вопрос, чтобы делать предварительный контроль до полета. Что, на наш взгляд, позволит сэкономить и большие деньги, и даст возможность обезопасить пассажиров прежде всего и экипаж компаний от контактов с больными, которые будут на борту.
- Вы заступили на должность генерального директора "Аэрофлота" чуть больше двух месяцев назад. Я с вашего позволения напомню вашу биографию. Вы закончили Ленинградский политехнический институт. И в разное время занимали посты председателя правления банка России, заместителя председателя "Газпром", замминистра экономического развития и торговли. И в последние годы являлись первым вице-президентом АФК "Система". Вот, как вам кажется, ваш управленческий опыт вам может помочь, наверное, все-таки в новой среде для вас, в авиабизнесе, в гражданской авиации? С какими проблемами вы сразу столкнулись, что вот первое бросилось в глаза?
- Авиация сегодня – это прежде всего серьезные IT-технологии. И сегодня, если вы войдете в кабину современного самолета, западного самолета, то вы уже не увидите привычного штурвала. У пилота обыкновенные джойстики, все полностью автоматизировано. А все, что делается вне салона самолета, также все полностью компьютеризировано. Поэтому это прежде всего работа моя, мой опыт работы в телекомах мне помогает. Большой опыт, который у меня был связан с финансами, это и банковская сфера, и "Газпром". Это так же дает возможность мне оценивать по-разному риски. Я переживаю третий кризис, который у нас в стране есть. Поэтому я уже приобрел некий опыт управления кризисных ситуациях. Поэтому, безусловно, это хороший, надежный багаж знаний, который позволяет более уверенно руководить компанией.
- Вы уже заговорили о кризисе. Ну, конечно же, в мире, наверное, самые тяжелые последствия для авиационного бизнеса, для авиаперевозчиков – это сокращение объема авиаперевозок, примерно на треть, ну, так в среднем по миру. Вот какое место тут занимает Россия? Какая ситуация в частности у вас, у компании "Аэрофлот".
- Ну, на самом деле по данным ИАТА, кризис, он затронул все страны, никто не остался безучастным. Кризис, особенно в области авиации. И падение перевозок до 30% на самом деле зафиксировано этой организацией. Что касается "Аэрофлота" и России, да, в России так же идет падение перевозок, и это отмечает и наша статистика. Что касается "Аэрофлота", то в этой, как бы в этой части нам повезло немножко больше, чем другим. "Аэрофлот" имеет падение перевозок, но все же меньше, чем среднеотраслевое по России. И на данный момент, мне кажется, что кризис, это та ситуация, в которой многие компании, руководство компании должно просто переосмыслить подходы к развитию бизнеса. Быть более предметными. Выполнять четко выверенные шаги. Потому что кризис, он ошибок не прощает.
- Есть ли среди пунктов вот вашей такой антикризисной программы снижение билетов? Ведь понятно, что нужно завоевывать пассажиров, которые пытаются экономить на полетах, в том числе и на самолетах, и поездках. Вот есть ли у компании "Аэрофлот" ресурсы для снижения квоты билетов, цен?
- Да, безусловно, этот вопрос для нас очень актуален. "Аэрофлот" еженедельно производит так называемые хит-парады, где мы предлагаем нашим пассажирам снижение цен, снижение тарифов. И, безусловно, наша главная задача на сегодняшний день - это сохранить тех пассажиров, тех клиентов, которые доверяют "Аэрофлоту", как национальному перевозчику. Пользуются услугами нашей компании. Мы многое делаем в этом направлении уже сейчас. Буквально вот на днях будет подведен первый этап конкурса на новую одежду для бортпроводников. Мы вчера, так случилось, совпало, тестировали новое питание на борту. Мы теперь будем примерно 3-4 раза в год менять полностью ассортимент. Наш основной девиз - это здоровая пища на борту. Мы ее поменяли. Вчера все управление "Аэрофлота" вместе со мной тестировало все, начиная от эконом-класса, кончая бизнес-классом. Мы решили выбирать теперь продукты питания и питание на борту через то, что мы будем сами лично пробовать, с пониманием того, что мы тоже пассажиры, и что нам хочется сделать пассажирам приятное. Так что, я думаю, на борту скоро все это увидят.
- А какие изменения ждут сам авиапарк? Собираетесь ли вы купить какие-то новые самолеты или, может быть, уже есть контракты именно на этот год? Вообще, на какие самолеты вы делаете ставку в ближайшие годы?
- В этом году мы получаем 24 новых машины. Это самолеты Аirbus. Мы уже получили 18, мы получим 18 машин семейства 320-ых. И 6 машин мы получаем семейства 330-ых, новые машины, современные. Это даст нам возможность вывести из эксплуатации "Аэрофлота" старые затратные отечественные машины Ту-154. И, безусловно, это даст серьезное конкурентное преимущество "Аэрофлоту". А мы будем иметь один из самых молодых авиапарков Восточной Европы. И плюс к этому мы ожидаем с нетерпением поставку нашего отечественного самолета Superjet 100. По контракту мы должны были его получить, первый самолет, в ноябре прошлого года. Но самолет новый, поэтому есть проблемы. И мы надеемся, что к концу этого года мы получим первые две машины. Общий объем поставки, общий контракт у нас на 30 машин. Так что мы надеемся, что Superjet 100 придет в парк "Аэрофлота". Мы его с нетерпением ждем.
- Cейчас, к сожалению, у Airbus негативный шлейф появился из-за трагедии над Атлантикой. Как-то вам пришлось специально проводить дополнительные проверки безопасности, надежности? Ведь компания объявила о том, что будет замена датчиков скорости на всех машинах?
- Мы сделали запрос производителю. Мы с ним находимся в постоянном контакте. Самолеты, которые находятся у нас в эксплуатации, сбоев пока не дают. Мы внимательно следим за этим. Самолеты проходят регулярное тестирование. Поэтому у нас пока сбоев и проблем нет.
- Вопрос о российском авиарынке. По мнению российского правительства, нужно его консолидировать, оставить крупных авиаперевозчиков. Насколько, на ваш взгляд, это целесообразно? И какую роль, может быть, "Аэрофлот" будет играть вот в этом процессе консолидации?
- Вы знаете, ну, прежде всего, конечно, "Аэрофлот" будет играть ключевую роль. Потому что это единственный национальный перевозчик, который выполняет сегодня программу регулярных рейсов по всей стране и за рубежом. Что касается консолидации, надо не забывать, что конкуренция, она должна быть. Другое дело, что есть разные авиакомпании, которые занимают разные нишевые группы. Есть компании, которые работают на регулярных рейсах, как "Аэрофлот". Есть компания "Трансаэро", которая специализируется на чартерных рейсах в своем объеме. Есть компании, которые занимаются low cost, то есть низко рентабельными перевозками. Поэтому здесь надо очень избирательно подходить. Но в любом случае, если такая консолидация будет происходить, мы, безусловно, будем присутствовать. Что касается в целом развития авиации, безусловно, Россия страна с большими просторами, с большим населением. И безусловно, иметь национального оператора, национальную компанию перевозчика мы обязаны. И мы должны сделать все, чтобы быть не только в России первыми, но и стремиться в лидирующую группу в Европе.
- А как на экономике "Аэрофлота" отразилось падение, кризисное падение на нефть, удалось ли "Аэрофлоту" что-то выиграть от этого?
- Да, вы знаете, в затратах "Аэрофлота" топливные затраты составляют до 40%. Сейчас это примерно планка 23-25%. Что существенно дает нам возможность снижать тарифы. Что, собственно, мы сейчас с вами обсудили. И, безусловно, мы сейчас пользуемся этой ситуацией. Мы сейчас обсуждаем с банками возможность хеджирования в покупке нефтепродуктов. То, что делают западные компании. Потому что сегодня есть уникальная ситуация для авиакомпании в долгую приобрести стабильный бизнес. Потому что маржинальный бизнес авиакомпании очень не большой в целом в мире, от 3 до 7%. Поэтому надо экономить на всем, надо грамотно все распределять. И сегодня кризис, он в этой части, он как раз действует позитивно.
- Когда ожидается открытие нового аэропорта, Шереметево-3?
- Да, хороший вопрос. Я думаю, что до конца года мы его откроем. Там работы ведутся полным ходом. И строительная часть, она будет завершаться, наверное, уже к сентябрю месяцу. Другое дело, что это не просто аэропорт новый, это хаб, который будет обслуживать в год 12,5 миллиона пассажиров. Мы туда переведем все рейсы из Шереметево-1 и Шереметево-2. И этот хаб будет давать пассажирам максимум удобств. Пассажиры смогут прилетать, как из России, вот в этот аэропорт, никуда не перемещаясь. И дальше совершать рейсы в Европу. Я считаю, наша основная задача, чтобы этот аэропорт, этот хаб мы ввели без тех проблем, которые мы видели на западе. Это и Хитроу, и Мюнхен, и в Таиланде. То есть каждый хаб вводился очень сложно, с большими сбоями. Поэтому мы пытаемся это избежать. Мы сейчас все выверяем. Поэтому мы не торопимся. Но я думаю, что до конца года мы его откроем.
Источник: Страна.Ru