- Александр, расскажите, пожалуйста, как Ваш департамент осуществляет анализ конъюнктуры топливного рынка?
- Задача нашего департамента - следить за развитием ситуации на всех системообразующих рынках Российской Федерации, куда входят и продовольствие, и строительные материалы, и удобрения и, конечно, рынок нефти и нефтепродуктов. Каким образом мы осуществляем анализ? Безусловно, руководствуемся официальными данными Росстата. Однако, эти данные, к сожалению, запаздывают, в них есть определенные пробелы. Поэтому мы пользуемся данными независимых агентств, контактируем с экспертами, аналитиками, участниками рынка, товарными биржами, электронными торговыми площадками, как, например, eOil.ru.
Мы также периодически собираем совещания с участниками рынка, проводим «мозговые штурмы» по наиболее актуальным вопросам конъюнктуры, причинам того или иного изменения цен или объемов предложения. Мы все это агрегируем и на основе полученной информации делаем собственные выводы.
Подобный постоянный контакт с участниками рынка дает нам основание считать, что наше понимание ситуации адекватно реальности.
- Является ли, на Ваш взгляд, ценообразование на рынках справедливым или оно в большей степени подвержено спекулятивным факторам, монополизму?
- Здесь важно определиться, справедливым для кого: для потребителей, поставщиков, государства или, например, для зарубежных импортеров наших товаров? Необходимо, скорее, говорить об адекватности цен относительно текущей ситуации на рынке, адекватности поведения наших игроков, тому, как в принципе понимается рыночная экономика. Мы сейчас находимся на сложном и важном этапе осознания и принятия законов рыночного ценообразования.
И здесь мы движемся вместе – общество, государство и бизнес. Мы вместе должны определить, что справедливо, что нет. Вместе развивать инструменты рыночного ценообразования, уточнять правила игры. Здесь важен консенсус, общее понимание и принятие, иначе это работать не будет.
Общество должно понимать, что цена зависит не от государства, а от изменения спроса и предложения на рынке, в том числе от поведения конкретных потребителей. Бизнес должен принимать ограничения, какое поведение допустимо, а какое запрещено. Государству необходимо четко зафиксировать правила игры и обеспечивать их соблюдение, в том числе, мерами принуждения. При этом само государство также должно придерживаться этих же правил.
Мы к этому движемся, но путь этот болезненный, поскольку учиться приходиться на живых людях: потребителях, которые платят деньги из своего кармана, производителях, которые теряют доход. Давайте вспомним свежие истории, когда государству приходилось вмешиваться в рыночный процесс – минеральные удобрения, молоко, хлеб, иные социально значимые продукты питания. Да, волну роста цен погасить на время удавалось, но впоследствии бизнес «наверстывал упущенное». Тоже и с антимонопольными разбирательствами: пока нет четкого понимания, какая цена «правильная», а какая нет. Цена понимания – штраф с оборота.
По таким важным вопросам важно договориться на берегу, иначе за выяснение этих вопросов в каждом случае будут платить конкретные потребители в виде цен, включающих издержки компаний на это выяснение или производители, сокращая свои возможности по расширению бизнеса.
- Как обстоят дела с ценообразованием на рынке нефтепродуктов? Есть ли отраслевая специфика?
- Определенная специфика, конечно, есть, но все равно вопросы, которые надо решать, системно очень похожи. К примеру, мы видим, как формируется цена на рынке нефтепродуктов и зерна. Если сравнивать эти рынки, то рынок зерна – достаточно конкурентный, здесь действует достаточно большое количество игроков, которые жестко между собой конкурируют. При этом цена на внутреннем рынке фактически формируется расчетом net-back от мировой. Как только растет экспортная альтернатива, растет и цена на внутреннем рынке. И это считается нормальным: сельхозпроизводители должны получать «справедливый доход».
На рынке нефтепродуктов цена формируется таким же образом. Все специалисты знают это. Однако считается, что цена на бензин, формируемая по принципу net-back для рынка нефтепродуктов несправедлива. Мол, потому, что рынок «монополизирован». Говорят, что если компания доминирует, то вести себя должна более «ответственно».
Мы не защищаем и не нападаем ни на кого, наша задача – разобраться и предложить варианты решения. Решение мы видим в создании механизмов и правил. Механизмы – это индикаторы цен, организованная торговля. Правила – это, прежде всего, четкое антимонопольное законодательство, порядок вмешательства государства в рынки.
- Тем не менее, как вы относитесь к формированию цены по net-back?
- В целом наша позиция – это нормально, когда продавец видит, что он может заработать больше при поставках на том или ином направлении. Если экспорт стал более выгодным, то было бы странно, если бы участник рынка этим не воспользовался. Поэтому внутренние цены «подтягиваются» к экспортным (за вычетом расходов на обязательные платежи и транспорт). В этом смысле неважно, монополизирован внутренний рынок или нет. Государство способно регулировать эту ситуацию и влиять на цену внутри страны, но это должно обеспечиваться в первую очередь за счет таможенно-тарифной политики.
Здесь надо оговориться – если цены внутри страны выше цен net-back и эта ситуация устойчивая, то здесь, необходимо вмешиваться антимонопольной службе. Скорее всего, цены искусственно поддерживаются.
Но, как я уже сказал, в целом ценообразование на рынке нефтепродуктов поддается рациональному объяснению и анализу.
- Насколько наша специфика ценообразования отличается от других стран?
- Специфика, безусловно, характерна для каждой страны. Здесь много зависит от истории, традиций. Современные правила игры не могут не учитывать этого. Ведь в нашей стране в течение 70 лет были стабильные и регулируемые цены. Это не плохо и не хорошо. К этому привыкли и общество и государство. Российские потребители нефтепродуктов ожидают стабильных цен. В свою очередь бизнес эти ожидания, как правило, «улавливает» и старается резко не менять цены.
Можно обратиться к опыту других стран. Далеко не везде цена на нефтепродукты колеблется так же, как, например, в США. В Германии есть эффект сглаживания цен на АЗС при повышении или понижении цен на оптовом рынке. Это происходит, в том числе, за счет исторически сложившегося консенсуса на рынке.
- Обоснованы ли в таком случае претензии ФАС по отношению к нефтяным компаниям?
- Безусловно, есть ситуации, когда антимонопольной службе нужно вмешиваться. В ФАСе работает профессиональная команда, обладающая необходимым опытом и инструментарием. Важно, чтобы действия были взвешенными, чтобы были исследованы все аспекты поведения игроков и их последствия.
Источник - сайт Минэкономразвития России со ссылкой на электронный журнал «Oil.Эксперт»