Мы начнем с цитат из книги «Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка»:
«Казалось бы, языки, символы, знаки рождаются и живут по правилам, имеющим мало общего с материальной экономикой. Некогда так и было. Но на наших глазах они проделывают тот же путь, что воздух или вода, которых стало недоставать, и они перешли из категории свободных благ в блага экономические, дефицитные».
«Индустрии медиа и развлечений наращивают предложение и наталкиваются на дефицит ушей и глаз. Рынки рекламы калькулируют денежный эквивалент внимания: сколько стоит единица времени той или иной социальной страты, в то или иное время суток, на том или ином рекламоносителе и т. д.».
«Опознавательные метки помогают ограничить коммуникации с “неправильными”, неподходящими людьми. Таким образом, индустрии новой экономики производят не просто товары с утилитарными свойствами, а в первую очередь знаково-сигнальную систему, необходимую для организации личной жизни, наработки профессиональных связей, для нахождения ближних и дальних кругов…».
Эти достаточно общие рассуждения оказались обоснованием одной, на первый взгляд, странной идеи, которую наш сайт готов проверить на самом себе.
Автор процитированной нами книги профессор Высшей школы экономики Александр Долгин — один из создателей сервиса «Имхонет». На этом сервисе проведен эксперимент с читательской премией. Идея премии не совсем привычна: победителя определяло не высоколобое жюри, а все желающие. Каждому участнику акции зачислялось на счет по 50 рублей из средств «Имхонета», которые нужно было по своему усмотрению распределить между номинантами. Вдобавок можно было перечислить и собственные средства. Из этих платежей формировался премиальный фонд каждого писателя.
Надо сказать, что идея «Имхонета» не нова. На целом ряде интернет-ресурсов, где выкладывается новая музыка, ее потребителям достаточно давно предлагается абсолютно добровольно перечислить авторам ту сумму денег, какую они посчитают нужным (если, разумеется, посчитают). Желающие находятся.
Не так давно довольно известный журналист Дмитрий Соколов-Митрич написал в своем блоге, что его заинтересовала эта идея: «Будущее интеллектуального продукта - за благодарственными платежами. В том числе и текста. В том числе и журналистского.
Что такое благодарственный платеж? Это когда человек прочитал что-то, подумал: «Круто!» и решил отправить автору три копейки в знак благодарности и близости. Есть мнение, что это гораздо честнее, чем сначала втюхать читателю журнал, книгу или фильм, а понравится ему этот товар или не понравится - дело десятое. И, пожалуй, это мнение верное.
Сегодняшнее информационное поле распахивается так стремительно, что рано или поздно рынок благодарственных платежей станет слишком велик, чтобы иметь дело с официальными СМИ. По-настоящему востребованные авторы станут свободны, как уличные музыканты. Если на твои слова есть спрос, значит, твоя шляпа всегда будет полной».
Наш сайт – не СМИ. Он никогда не платил денег за публикации и никогда не требовал платы от своих пользователей. Однако в порядке эксперимента мы хотим попробовать
Поэтому мы объявляем, что те, кто неожиданно захочет внести свою лепту в развитие нашего сайта и совершенно добровольно заплатить за понравившийся им материал (например, это может относиться к различным СМИ, очень часто размещающих наши материалы на своих страницах), то они могут это сделать, переведя деньги на следующий счет в Яндекс.Деньгах: 410011302943322.
Еще раз добавим, что это – абсолютно добровольная акция. Результаты этого эксперимента мы обязательно отразим на страницах нашего сайта.