14 марта 2019 года в 19 часов лаборатория телесного движения проведёт своё очередное заседание, на котором рассмотрит вопрос "Об использовании идей системных уровней управления движениями человека в универсальных школах телесного мастерства".
Предполагаются доклады:
Б.Майера -- об уровнях управления движением Бернштейна и тайцзицюань (удалённо)
А.Климата -- об уровнях управления движением Бернштейна и системном фитнесе
А.Левенчука -- о системных уровнях управления движением
Сообщения участников лаборатории
Как сравнивать универсальные педагогические системы двигательной подготовки? Скажем, традиционные для системы физкультурного образования в России этапы разучивания движений в целом, потом дробления их на части, потом объединения в новое целое -- не так ли учат чему угодно? Пекинскую систему образования тайцзицюань сравнили по этим критериям с российской университетской физкультурой -- и, конечно, если грубо, то этапы подготовки совпали (при этом не обращаем внимания на разницу в терминологии и разницу дробления на этапы, обращаем этапы на суть дела): https://yadi.sk/i/Wx9kbCJChwOnew. Но эти же авторы в том же 2017 году сделали более интересное сравнение: они сравнили последовательность пекинской тренировки тайцзицюань с паттернами управления движениями Бернштейна, где последовательность не просто "выучить в целом, потом подробить на части, а потом собрать из частей", но как-то соотносится с идеей последовательного изучения паттернов движения эволюционирующего позвоночного (рыбы, амфибии, зверя, примата, человека), и лежащими под этими паттернами уровнями управления со стороны нервной системы. А поскольку и отечественная физкультура базируются на идеях Бернштейна, и пекинская система тайцзицюаня базируется по факту на предложенной им последовательности освоения движений, то они оказываются из одной педагогической семьи, и даже "научно обоснованы": https://yadi.sk/i/5heB3gBnleb3Sg. Идея об уровнях управления движением системна, и продуктивна. Можно поставить вопрос о том, как соответствуют этим идеям о последовательном прохождении развития уровней управления движением "по Бернштейну" комплексы движений и других "универсальных" школ -- например, системного фитнеса А.Климата (https://ailev.livejournal.com/1429126.html). К приведённой в статье сравнительной табличке из двух колонок (тайцзицюань и уровни по Бернштейну) можно было бы добавить ещё несколько колонок разных школ и сравнить тем самым их педагогические системы.
Но идеи Бернштейна 80-летней давности, это 40-е годы 20 века: https://yadi.sk/i/LbzJ_FuRHUH3uw. Привязывать эти уровни к эволюции и эмбриональное развитие к развитию двигательного аппарата у взрослого человека, которого пытаются научить универсально и свободно двигаться -- хорошо бы понять, что изменилось за продедшие 80 лет в этом наборе идей, что считать научным сегодня, а не в 40-е годы. И, может быть, найти какое-то альтернативное основание для построения системы тренировки универсальных двигательных навыков, двинуть науку и практику вперёд, упростить и ускорить педагогический процесс. Так, из системной инженерии мы знаем, что при работе с системными уровнями чаще всего срабатывает стратегия "изнутри наружу" -- начинать нужно с проработки какого-то среднего уровня и двигаться к более верхним и более нижним оттуда. Возможно и нахождение других оснований для выделения системных уровней управления движением, что появилось за 80 лет кроме идей Бернштейна? Что появилось в области идей для ускоренного обучения? Например, Б.Ц.Цадмаев в 1998 году выпустил книгу "Психология и методика ускоренного обучения" https://yadi.sk/i/BTd8DYs4gGZnpA -- не приложимы ли её результаты "обучения вообще" к обучению универсальному движению? Эти вопросы могли бы быть рассмотрены на текущем и следующих заседаниях.