Малые предприятия в процессе своей деятельности находятся на разных этапах жизненного цикла: становление, рост, зрелость, кризис развития, возрождение, спад.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия» в 2009 году опросил руководителей МП в 4 регионах на предмет того, как далеко они заглядывают в будущее, когда вокруг бушует кризис.
В сравнении с 2007-м годом, в этом году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился для предприятий всех стадий жизненного цикла, кроме тех, кто находится на стадии роста. Только руководители небольшой группы МП, находящихся в стадии роста, увеличили в среднем горизонт планирования своего развития с 10,5 месяцев до 13,5.
Средний горизонт
планирования (мес.)
| Становление | Рост | Зрелость | |||
2007 год | 2009 год | 2007 год | 2009 год | 2007 год | 2009 год | |
11,1 | 6,8 | 10,5 | 13,5 | 12,1 | 10,3 | |
Кризис развития | Возрождение | Спад | ||||
11,1 | 6,9 | 10,5 | 8,0 | 12,1 | 7,0 |
Если в 2007 году около 45% руководителей МП видели развитие своего бизнеса на срок от 1 до 5 лет, то в 2009 году эта цифра упала до 7,7%. Зато резко выросла (с 15,7% до 49,3%) доля тех, кто «дальше своего носа не видит» и планирует бизнес не более, чем на шесть месяцев вперед. Кризис, однако, сильно ударил по стратегическим планам малого бизнеса.
Горизонт планирования | Доля малых предприятий | |
2007 год | 2009 год | |
До 6 месяцев | 15,7% | 49,3% |
6 - 12 месяцев | 20,7% | 35,0% |
1 - 2 года | 40,7% | 5,0% |
2 - 3 года | 1,7% | 1,7% |
3 - 5 лет | 3,7% | 1,0% |
Кажется парадоксальным то, что доля руководителей малых предприятий, считающих свой бизнес успешным, и в 2007 и в 2009 годах осталась примерно одной и той же, кризис на это никак не повлиял (71,4% и 71,3%). С другом стороны, на 100% быть объективным к своему детищу готов далеко не каждый (а бизнес – это «как член семьи, как собственный ребенок»).
Ожидаемо, что на стадиях стагнации опрошенные в меньшей степени склонны считать свой бизнес успешным. Наиболее устойчивым считают свое финансово-экономическое положение представители предприятий, находящихся на стадии зрелости.
На стадиях становления и роста большинство предпринимателей считает свое финансово-экономическое относительно устойчивым («средств хватало для поддержания бизнеса, но недоставало для развития»). Напротив, на стадиях стагнации больше тех, кто считает положение своего бизнеса неустойчивым и отмечает недостаток средств для его поддержания.
Стадии | Успешный бизнес, доля | Финансово-экономическое состояние бизнеса
по итогам работы за 2008 год (доля предприятий) | ||
Устойчивое |
Относительно
устойчивое
| Неустойчивое | ||
Становление | 76,3% | 28,3 | 58,3 | 13,3 |
Рост | 88,0% | 34,0 | 58,0 | 6,0 |
Зрелость | 95,7% | 50,0 | 45,7 | 1,4 |
Кризис развития | 48,9% | 28,6 | 42,9 | 28,6 |
Возрождение | 66,7% | 33,3 | 33,3 | 33,3 |
Спад | 44,1% | 13,6 | 64,4 | 22,0 |
В целом | 71,3% | 31,3 | 53,7 | 14,0 |
Успешный бизнес
(доля в 2007 году) | 71,4% |
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия. Руководство исследованием: д.э.н. Ясин Е.Г., к.э.н. Шестоперов О.М.