Не каждое малое предприятие может позволить себе иметь, помимо директора, управленческий персонал. Иногда владелец фирмы, помимо того, что сам управляет ею, еще и бухгалтерскую и налоговую отчетность готовит, не привлекая для этого отдельного специалиста.
Между тем в условиях кризиса увеличилась доля предприятий (уже прежде имевших управленческий персонал), кто готов набрать в штат новых управленцев, делегировав им тем самым часть полномочий директора (в 2007 году – 22%, в 2009 – 31%). Одновременно в другой группе малых предприятий, которая управленческого персонала кроме директора не имеет и не имела вовсе, в 2009 году выросла доля тех (50,7%), кто таких планов не строит и на будущее (для сравнения: в 2007 таких в группе было 40,2%). Даже этот незначительный сюжет показывает, что в среде малого бизнеса идет своеобразное расслоение на «богатых и бедных», на «успешных и неуспешных».
Типология предприятий по критериям наличия наемного управленческого персонала и планам по его найму
Планы по найму управленческого персонала
(% предприятий по выборкам в соответствующий год) | |||||
Есть | Нет | ||||
2007 год | 2009 год | 2007 год | 2009 год | ||
Наличие на предприятии управленческого персонала на предприятии | Есть | 22,0 | 31,0 | 28,7 | 10,4 |
Нет | 9,1 | 7,0 | 40,2 | 50,7 |
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия».