Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Индекс кредитного благоприятствования

Индекс кредитного благоприятствования в мае 2010 г. составил 177 баллов, увеличившись по сравнению с февралем 2010 года на 17%.

Во втором квартале 2010 года банки продолжали снижать ставки кредитования, появились новые кредитные продукты, однако наибольший вклад в динамику индекса обеспечил рост качества консультирования и организации продаж. Вклад индекса качества консультирования в общем Индексе кредитного благоприятствования (ИКБ) составил 29% по сравнению с 23% в феврале текущего года.

Таблица 1. Индекс кредитного благоприятствования, баллы

Февраль 2010

Май 2010

Динамика

151

177

17%

Конкуренция среди банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса, растет, о чем свидетельствует не только динамика ИКБ, но и изменения в рейтинге банков по уровню кредитного благоприятствования.

Лидером майского мониторинга стал банк Траст (226 баллов), который во втором квартале расширил линейку услуг, снизил базовые ставки кредитования, а также заметно повысил уровень консультирования клиентов.

Лидер февральского мониторинга – Номос-банк, наоборот, сократил линейку кредитных продуктов и не проявил достаточной активности во время консультирования клиентов (хотя именно за этот он был номинирован в феврале как «Самый настойчивый банк»).

Достаточно устойчивые позиции в банковском рейтинге занимают Сбербанк, Росбанк (рост в рейтинге за счет расширения линейки кредитных продуктов и высокой маркетинговой активности) и Локо-банк, уверенно обосновавшиеся в ТОП-5.

Улучшение позиций банка Уралсиб связано в основном с ростом качества консультирования.

Значительно улучшили свои позиции МДМ-банк и банк Интеза, которые начали снижать ставки кредитования. Ранее оба банка отличались одной из наименее благоприятных кредитных политик для заемщиков, в т.ч. самыми высокими ставками кредитования достигавшими 30%.

Таблица 2. Банковский индекс кредитного благоприятствования, баллы

фев.10

май.10

Траст

159

227

Сбербанк

197

212

Росбанк

175

209

Локо-банк

197

207

Уралсиб

131

201

МДМ-Банк

157

198

Юниаструм банк

97

192

БСЖВ

171

187

Промсвязьбанк

169

184

Интеза

122

182

Номос-банк

208

179

Банк Москвы

159

166

ВТБ 24

169

166

АК Барс

152

163

НТБ

108

155

Росевробанк

105

154

Инвестторгбанк

140

148

Возрождение

141

142

Россельхозбанк

142

СБ Банк

129

Вместе с тем, необходимо отметить, что динамика индекса кредитной политики пока еще оставляет желать лучшего. Индекс кредитной политики вырос в течение квартала всего на 5%.

При наблюдаемом повсеместном снижении базовых ставок (средняя индикативная ставка по годовым кредитам, с учетом единоразовых комиссий за выдачу кредита, для банков ТОП-20 составила в мае 17,8%), однако, сохраняются достаточно высокие требования к заемщикам как в части финансово-экономических показателей, так и в отношении залогов, подходов к оценке их стоимости. Поэтому декларируемые ставки на уровне 15-16% оказываются доступными только для наиболее качественных заемщиков, способных предоставить в качестве залога коммерческую недвижимость.

Таблица 3. Индикативные ставки кредитования (кредиты до 12 месяцев), % годовых [1]

фев 10

май 10

Средняя ставка кредитования ТОП-20

20,5

17,8

Сбербанк

15

15

Банк Москвы

19

15

Россельхозбанк

15

Возрождение

16

16

Росевробанк

17

16

ВТБ 24

19

17

Локо-банк

18

17

НТБ

22

17

СБ Банк

18

17

Уралсиб

20

17

Юниаструм банк

22

17

Интеза

27

18

Росбанк

20

18

АК Барс

20

19

БСЖВ

20

19

Инвестторгбанк

19

19

Номос-банк

20

20

Промсвязьбанк

25

21

МДМ-Банк

27

22

Траст

24

22



[1] - Под ставкой кредитования называется индикативная ставка (с учетом единоразовых комиссий за выдачу и обслуживание кредита), декларируемая при обращении в банк потенциального клиента. В действительности ставка может отличаться от приводимой в зависимости от специфики заемщика, непредвиденных расходов по обслуживанию кредита и т.п. При исследовании организатор прилагает усилия для обеспечения единообразия условий обращений в исследуемые банки.

При этом ликвидность банковской системы очень высока и перед банками стоит задача эффективно разместить аккумулированные средства, в т.ч. кредитуя малый бизнес. Однако сделать это в рамках существующих универсальных кредитных продуктов достаточно сложно, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками. Расширить кредитование в тих условиях можно только за счет увеличение доли специальных отраслевых предложений, доля которых пока еще довольно мала.

Банки ТОП-20 предлагают более 110 кредитных программ. Однако ни не всегда отражают потребности бизнеса. Прежде всего, отмечается недостаток продуктов, имеющих отраслевые специфики. Универсальные кредиты составляют более 2/3 всего предложения на рынке. Отраслевые кредиты представлены в основном продуктами Россельхозбанка, однако доля аграрных компаний в структуре малого бизнеса не слишком значительна.

diagramm.jpg

Текущую ситуацию на рынке кредитования малого бизнеса можно охарактеризовать как «оттепель». Ставки возвращаются на докризисный уровень, отдельные банки продолжают наращивать кредитный портфель в данном секторе, однако качественный сдвиг на рынке, на наш взгляд, может произойти только с расширением предложения целевых и отраслевых кредитных продуктов, более тонко учитывающих возможности малого бизнеса при работе с банками.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Индекс кредитного благоприятствования – это индекс банковского рынка, отражающий настроения участников, их готовность кредитовать малый бизнес. Основные черты такой готовности – открытость для клиентов (доступность информации о кредитовании), динамичность (изменения предложений для клиентов вслед за конкурентами), стремление к совершенствованию (улучшение качества сервиса, активное консультирование).

Ориентация на оценку конъюнктуры именно банковского рынка является отличительной чертой индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в сравнении с мониторингами Общероссийской общественной организации «ОПОРа России» и КБ «ТРАСТ», ориентированных на отслеживание динамики экономического положения малых предприятий и их ожиданий на финансовом рынке.

Изменение индекса кредитного благоприятствования (ИКБ) в большую или меньшую сторону показывает настроения участников рынка, уровень их заинтересованности в кредитовании малых предприятий.

Проект реализуется совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), ведущей экспертной площадкой по вопросам развития предпринимательства в России. В 2009 году сотрудники Финист и НИСИПП провели большую работу по исследованию тенденций развития малого бизнеса, специфики поведения малых компаний в новых экономических условиях, включая взаимодействие с финансовыми институтами.

Основное содержание исследования:

- Анализ существующих кредитных программ для малого бизнеса;

- Мониторинг процентных ставок кредитования;

- Качественная оценка организации консультирования клиентов;

- Общая оценка благоприятности кредитованию малого бизнеса со стороны исследуемых банков.

Исследование охватывает 20 крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса 2. В качестве основного показателя для составления рейтинга был выбран совокупный портфель кредитов (использовались данные рейтинга РБК, а также собственные оценки на основании информации, публикуемой в СМИ). Совокупный кредитный портфель по кредитам малым и средним предприятиям данных банков на 1 января 2010 г. составлял более 1,2 трлн рублей, увеличившись за год на 2% .

Таблица 1. Портфель выданных кредитов малому и среднем бизнесу (тыс. руб.)

01.01.10

01.01.09

Динамика 2010/2009

1

Сбербанк

469 774 157

469 774 157

0%

2

Россельхозбанк

277 462 793

201 561 065

38%

3

ВТБ 24

71 186 326

74 299 074

-4%

4

Уралсиб

61 298 741

88 296 812

-31%

5

Банк Москвы

50 000 000

45 000 000

11%

6

АК Барс

50 000 000

60 726 612

-18%

7

Возрождение

41 881 152

46 736 105

-10%

8

Юниаструм банк

31 807 672

21 794 916

46%

9

Интеза

30 000 000

51 779 749

-42%

10

Промсвязьбанк

22 533 997

18 886 308

19%

11

Инвестторгбанк

16 080 701

15 712 800

2%

12

МДМ-Банк

14 000 000

12 943 720

8%

14

БСЖВ

12 000 000

12 946 668

-7%

15

Траст

10 523 327

10 043 824

5%

16

Росбанк

10 000 000

9 878 713

1%

17

СБ Банк

9 532 000

3 981 000

139%

18

Локо-банк

8 500 000

11 544 495

-26%

19

НТБ

8 369 033

12 186 022

-31%

19

Росевробанк

7 500 000

12 798 266

-41%

20

Номос-банк

6 273 843

7 615 625

-18%

оценка

данные на 01.07.2009

[1] - Список исследуемых банков может меняться в связи с изменениями их положения на рынке, однако не более, чем на 10% ежегодно, чтобы обеспечить необходимую преемственность данных.

Индекс кредитного благоприятствования рассчитывается на основании оценки банка в целом и отдельных его программ по формализованному набору критериев.

Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Затем оценки взвешиваются для расчета частных индексов:

Индекс кредитной политики – отражает оценку банком рисков кредитования малого бизнеса, стоимость ресурсной базы банка (объекты оценки: ставки кредитования, требования к заемщику);

Индекс маркетинговой активности – является индикатором специализации банка на кредитовании малого бизнеса (объекты оценки: сайт банка, маркетинговые акции, кредитные программы);

Индекс качества консультирования – является индикатором уровня организации и контроля продаж в банке (объекты оценки: этапы консультирования клиентов по телефону).

Интегральный индекс кредитного благоприятствования является суммой частных индексов, отражающих изменение активности банков по отдельным направлениям работы с малым бизнесом. Все оценки по индексам приведены в баллах. Оценка по критериям строго формализована, что обеспечивает сопоставимость результатов разновременных мониторингов.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАТОРАХ

Консалтинговая компания Финист

Специализируется на исследованиях и консалтинге в области управления взаимоотношениями с клиентами для финансового рынка - для банков, страховых и инвестиционных компаний, финансовых брокеров, коллекторских агентств.

Компания работает с 2004 года, фокусируя компетенцию именно в финансовой сфере. Для решения задач клиентов Финист использует три формы сотрудничества - маркетинговые, консалтинговые и образовательные. Каждая из них может быть результативной в отдельности, но наибольшей эффективности можно добиться при совместном использовании. Это позволяет не только полностью реализовать потенциал компании, ее сотрудников, но и ускорить внедрение изменений.

Маркетинговые исследования позволяют собрать первичную информацию для принятия управленческих решений, подтвердить или опровергнуть сформулированные сотрудниками организации-заказчика гипотезы. Взгляд на исследуемый вопрос со стороны существующего или потенциального клиента, отраслевого эксперта или журналиста, помогает избежать ошибок, затрат времени и денег.

Поэтому важна профессиональная работа исследователя с источниками информации, профессиональная интерпретация полученных данных. Финист реализуетм большое число инициативных исследований, результаты которых находят свое отражение в деловых и отраслевых изданиях.

Исследовательская инфраструктура Финист позволяет проводить штучные узкопрофессиональные экспертные интервью, массовые телефонные и анкетные опросы, глубинные интервью, осуществлять аудит качества обслуживания в разветвленной сети филиалов финансовой организации.

География проектов в 2004-2010 гг.: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Белгород, Брянск, Волгоград, Воронеж, Иваново, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Таганрог, Тула, Казань, Ижевск, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Киров, Сыктывкар, Омск, Томск, Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Хабаровск, Киев, Донецк, Львов.

Консалтинговые услуги являются комплексной программой, ориентированной на формирование и развитие в финансовой организации эффективной практики взаимоотношений с клиентами. Ведь при повышении уровня продаж, не стоит забывать о параллельных изменениях в системе обучения и мотивации персонала организации, в системе мониторинга качества обслуживания и коммуникационной политике. Ранее эффективная клиентская работа завтра может потребовать коррекции из-за действий конкурентов, быстрого развития самой организации или иных причин.

Проект может включать как отдельные тематические блоки данной программы, так и весь комплекс:

- повышение уровня продаж;

- оценку и совершенствование качества предоставляемых услуг;

- повышение мотивации персонала;

- обучение персонала;

- повышение эффективности коммуникаций с клиентами;

- развитие филиальной сети.

Значительное место в работе Финист уделяется семинарам и другим формам обучения, которые используются в консалтинговых проектах в качестве важного инструмента диагностики и согласования позиций, а также являются самостоятельным продуктом компании, который позволяет консультантам Финист делиться накопленным опытом с коллегами в финансовых организациях.

В отличие от лекций, которые не способствуют капитализации навыков и знаний сотрудников организации, используются активные формы обучения с элементами тренинга и практическими упражнениями, вовлекая участников в образовательный процесс. Это позволяет выявить наиболее конструктивные пути решения накопившихся проблем, осознать ответственность за их решение и получить дополнительную мотивацию к дальнейшей работе.

Семинары дают участникам возможность совместно с консультантами Финист, опираясь на их опыт и экспертные данные, найти источники проблем, препятствующих активным продажам услуг организации, выработать согласованное решение по их устранению. Более детальная проработка вопросов, обсуждавшихся на семинаре, возможна в рамках консалтинговой программы.

Более подробную информацию об услугах Финист можно найти на сайте: http://www.finistconsult.ru. Дополнительная информация о работе компании, может быть предоставлена по телефону +7 (499) 500-96-26 или при личной встрече.

Генеральный директор компанииСмирнов Михаил Алексеевич

тел. 8 (499) 500-96-26) e-mail: smirnov@finistconsult.ru

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) создана в 2001 году в целях содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной среды предпринимательства и общей экономической ситуации в целом.

Для достижения указанных целей НИСИПП осуществляет деятельность в целом ряде направлений, среди которых:

�� проведение экономических и социологических исследований и осуществление на их основе анализа экономической и социальной среды развития предпринимательства, подготовки аналитических обзоров и выработке рекомендаций по ее улучшению, разработки проектов законов и других нормативных актов, экспертизы проектов законов и нормативных актов, экспертизы экономических проектов;

�� оказание российским государственным органам, органам местного самоуправления, общественным организациям, а также иным физическим и юридическим лицам технической, правовой, административно-технической, консультативной и иной помощи и содействия по вопросам повышения эффективности управления и регулированию предпринимательской деятельности;

�� создание и ведение информационных баз данных по экономическим вопросам; обработка данных, организация доступа пользователей к разрабатываемым базам данных, создание и ведение баз данных статистической информации;

�� подготовка, выпуск и издание научной, справочной, методической, учебной и нормативной литературы, выпуск периодических изданий – журналов, газет, специальных бюллетеней, вестников, а также иных тематических публикаций;

�� осуществление рекламной, издательско-полиграфической и иной информационной деятельности, направленной на улучшение развития предпринимательской среды;

�� содействие созданию клубов предпринимателей, союзов, ассоциаций, саморегулируемых организаций, содействие в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства;

�� координация и содействие во взаимоотношениях со спонсорскими организациями с целью повышения эффективности вложения кредитных ресурсов, пожертвований и технической помощи, направляемых на развитие рынка и предпринимательства в Российской Федерации;

�� проведение мероприятий по привлечению средств российских и иностранных инвесторов для реализации программ (проектов), в том числе путем разработки условий, организации и проведения конкурсов и тендеров по определению участников и исполнителей программ (проектов);

�� организация, координация и финансирование работы постоянных и временных научных центров и творческих коллективов, экспертных советов, комиссий, курсов, в том числе с привлечением иностранных специалистов.

В своей деятельности НИСИПП опирается на богатый опыт своих учредителей и партнеров и в некотором смысле является продолжателем их традиций. Штатный и привлекаемый персонал Института – эксперты и консультанты – обладает высокой квалификацией, сотрудники имеют значительный опыт работы над проектами, связанными с изучением экономической и правовой среды предпринимательства. Это проекты Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, структур Росатома, Мирового Банка, Агентства США по международному развитию (USAID), Мирового Экономического Форума, программы TACIS, Фонда Карнеги, Фонда «Евразия», Московского общественного научного фонда, фонда поддержки малого предпринимательства «ФОРА», Российского микрофинансового центра, Академии менеджмента и рынка, Департамента развития и поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы, Московского фонда подготовки кадров (МФПК), органов государственной власти Республики Татарстан, Краснодарского края, Новгородской, Мурманской, Калужской, Московской, Самарской и Оренбургской областей и др. субъектов Российской Федерации, ряда муниципальных администраций, коммерческих предприятий т.д.

Сайт института: http://nisse.ru/

Президент НИСИППЧепуренко Александр Юльевич

(тел. 152-08-71) e-mail: a_chepurenko@hse.ru

Вице-президент НИСИППБуев Владимир Викторович

(тел. 625-70-25) e-mail: buyev@nisse.ru

Генеральный директор НИСИППШеховцов Алексей Олегович

(тел. 624-65-93) e-mail: shekhov@nisse.ru

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости