2010 год на рынке кредитования малого бизнеса принес и надежды и разочарования. С одной стороны, крупные игроки восстанавливались после кризиса, пытаясь вернуться к докризисным уровням кредитования. Некоторым удалось даже превысить докризисные уровни. Особенно радужным было настроение на рынке весной уходящего года, когда Индекс кредитного благоприятствования, рассчитываемый с начала 2010 года, показал быстрый рост (24%). На волне ожиданий посткризисного восстановления экономики банки спешили раздать дорогую ликвидность и застолбить себе долю на рынке.
Однако портфель нарастили далеко не все банки, да и в отношении тех, кто рапортовал о росте, высказывались неоднозначные комментарии, ставящие под сомнение качество выдаваемых кредитов.
К осени оптимизма стало меньше. Экономика по-прежнему стагнировала и надежды на быстрое восстановление сектора малого предпринимательства становились все призрачнее. К концу года над бизнесом стало довлеть грядущий рост налоговой нагрузки – компании заняли выжидательную позицию, что не могло не сказаться на настроениях банковских менеджеров. Во втором полугодии рост Индекса кредитного благоприятствования составил всего 5%.
Тем не менее, по итогам года можно говорить, что банкам удалось достичь неплохих результатов с точки зрения повышения комфортности условий сотрудничества для малых предприятий.
Во-первых, заметно улучшилось качество консультирования и продаж. Соответствующий индекс показал рост на 40%, хотя к концу года и несколько снизился по сравнению с пиковыми значениями в мае 2010 года. Прежде всего, рост качества обслуживания проявился в повышении доступности информации о кредитах в режиме предварительных консультаций, выросла квалификация консультантов.
Во-вторых, весьма существенно банки смягчили кредитную политику, что отразилось в росте соответствующего индекса на 38%. Прежде всего, это проявилось в снижении ставок кредитования – в среднем по рынку за год ставка снизилась с 20,5% до 16,2%. Отдельные банки смогли предложить малому бизнесу условия даже лучшие, чем были до кризиса.
При этом банки увеличивали суммы кредитов, доступных по программам для малого бизнеса (до 400 млн. рублей). Впрочем, в большей мере это можно объяснить желанием побороться за средний бизнес, так как весь год банкиры неустанно жаловались на дефицит качественных заемщиков.
Одновременно банки декларировали увеличение сроков кредитования (шесть банков предлагают кредиты на 10 и более лет). Впрочем, кредитные менеджеры по-прежнему обращают внимание на готовность банков кредитовать в пределах 18-36 месяцев, тогда как большие сроки доступны лишь избранным клиентам.
Медленно банкам приходилось снижать требования к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, так как в кризис многим компаниям пришлось пройти реорганизацию.
На протяжении года банки искали новые подходы к залоговой политике, меняя методики дисконтирования и оценки рисков. Однако нельзя сказать, чтобы в этом направлении была сформирована однозначная тенденция. По-прежнему, наблюдаем, как один банк принимает в залог товары в обороте, а другой – нет (другие банки уклоняются от обеспечения кредитов транспортом или отдельными видами недвижимости).
В-третьих, лидерами задан вектор маркетинговой политики, хотя в 2010 году индекс маркетинговой активности вырос незначительно (всего на 19%). Основными чертами такой политики являются – развитие информационных ресурсов банка для малого бизнеса; регулярное проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение малых предприятий; повышение открытости информации о кредитах; рост числа целевых программ кредитования, а также создание специальных партнерских программ банков.
Более подробную информацию о проекте можно получить на наших сайтах: http://www.finistconsult.ru/icb.htm http://nisse.ru/