Сегодня в России по-прежнему наблюдается необходимость совершенствования форм публичного регулирования экономической деятельности, одним из направлений которого является переход от государственного регулирования к механизмам рыночного саморегулирования. И спрос на развитие саморегулирования проявляет не только профессиональное и предпринимательское сообщество, но и власть.
Так, Д.А. Медведев отметил, что власть должна смелее расставаться со своими полномочиями, передавая их гражданскому обществу и бизнесу. «В принципе, по-хорошему, государственным курсом должна стать замена государственного регулирования на активную деятельность саморегулируемых организаций. Правда, это не везде и не во всех организациях можно, но там, где можно, это делать необходимо», - заявил он.
А В.В. Путин считает, что в связи с тем, что одной из главных тенденций современного мира является усложнение общества, саморегулирование должно стать одним из столпов сильного гражданского общества в России. «Специализируются потребности различных профессиональных и социальных групп. Государство должно на этот вызов ответить, соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важных решений здесь — это развитие саморегулируемых организаций, компетенции и возможности которых должны расширяться. С другой стороны, сами СРО должны более активно использовать имеющиеся у них полномочия. В частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.
Необходимо избегать бюрократизации саморегулируемых организаций, создания с их помощью «саморегулируемых» барьеров (прежде всего, в тех сферах деятельности, где отсутствует недопустимый риск, или безопасность которых уже обеспечена иными государственными методами регулирования). Для этого требуется полная информационная открытость СРО, их регулярные публичные отчеты обществу и участникам рынка» - написано в статье В. Путина.
АНО НИСИПП с июля 2009 года по март 2012 года провел 5 раундов мониторинга развития саморегулирования в регионах России, по итогам которых были накоплены данные, позволяющие более полно рассматривать картину развития этого бизнес - явления.
В основу мониторинга был положен относительно простой показательный параметр – количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона. При этом в случае наличия соответствующей информации дополнительно учитывается удельная численность членов СРО по регионам, которая корректируется на уровень ВРП субъекта РФ либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики.
На момент начала проведения мониторинга в России существовало 3 сферы деятельности с обязательным членством: арбитражные управляющие организации, оценочная деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг.
За время проведения мониторинга к сфере с обязательным членством были также отнесены: строительство, аудиторская деятельность, деятельность в области энергетического обследования.
С 1 февраля 2010 года Росреестр начал регистрацию СРО в различных отраслях экономики, членство в которых не предусмотрено специальным законодательством.
Количество саморегулируемых организаций за период проведения мониторинга увеличилось более чем в 4 раза: с 241 до 1003 СРО в различных сферах деятельности. На данный момент членами СРО являются около 200 000 организаций, что также в 4 раза больше этого показателя на начало мониторинга.
В абсолютных значениях больше всего увеличилось количество СРО в сфере строительства: их численность на момент проведения 5 раунда мониторинга составила 442 организации против 78 на момент проведения 1 раунда.
Наибольшее увеличение числа членов СРО произошло в сфере аудиторской деятельности – почти 18-кратный рост, в сфере энергоаудита – рост более чем в 11 раз.
С начала регистрации СРО в сферах деятельности, членство в которых не предусматривается специальным законодательством, Россреестром было зарегистрировано 245 таких организаций.
С февраля 2010 года по март 2012 года число зарегистрированных СРО в иных сферах выросло почти в 8 раз.
На данный момент 29% организаций, включенных в государственный реестр СРО, действуют в сфере управления недвижимостью и ЖКХ, 13,5% СРО объединяют субъектов предпринимательской деятельности в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности.
Москва ожидаемо занимала первые места рейтинга по итогам всех раундов и является самым стабильным регионом в отношении уровня развития саморегулирования. Московская, Ростовская и Оренбургская области достаточно стабильно улучшали свои позиции за период проведения мониторинга. Для Республики Удмуртия, Ставропольского края и Ульяновской области характерны значительные колебания рейтинга и, следовательно, неравномерное по сравнению с другими регионами развитие саморегулирования.
По итогам пятого раунда мониторинга регионами-лидерами по развитию саморегулирования являются:
• г. Москва
• Московская область
• Ростовская область
• г. Санкт-Петербург
• Краснодарский край
По итогам всех 5 раундов регионами-лидерами являются:
• г. Москва
• Свердловская область
• Московская область
• Краснодарский край
Только 4 региона из попавших в число 10 регионов-лидеров по результатам 5 раундов мониторинга не покидали первую десятку рейтинга: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край. Московская и Ростовская области показали наибольший рост развития саморегулирования с момента начала мониторинга. В Пермском Крае, занимавшем 2 место рейтинга по результатам 1 и 2 раундов мониторинга, развитие саморегулирования замедлилось, что сказалось на общем рейтинге региона.
С полной версией мониторинга можно ознакомиться в приложенном файле.