Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Выйти из тени Возможно ли?

Москва - несомненный российский лидер в поддержке малого бизнеса. При подготовке новой программы поддержки и развития малого предпринимательства на 2001-2004 гг. нами по заказу столичных властей было проведено обследование 1100 малых предприятий Москвы и области, давшее любопытные результаты.

Сравнительно ясную позицию опрошенные МП заняли по вопросу относительно наиболее важных условий, при которых предпринимателям было бы выгодно “выйти из тени”. Полученные ответы расположились следующим образом (было возможно любое число ответов, поэтому сумма выше 100%; курсивом выделены три наиболее часто встречающихся мнения):

60,1% – Снижение налогов до разумного уровня

32,2% – Резкое сокращение коррупции в госаппарате

29,3% – При нынешней общей ситуации в стране это нереально.

14,5% – Работа на устойчиво финансируемый государственный / городской
(областной, муниципальный) заказ

16,1% – Доступный банковский кредит

13,7% – Эффективная защита от преступности

10,6% – Упрощение регистрации

6,2% – Резкое сокращение сферы лицензирования

4,2% – Иное

Чем крупнее и старше предприятие (особенно если оно создано путем приватизации бывшего госпредприятия), тем чаще указывалось на то, что выход из “тени” возможен, а в качестве решения вопроса особенно часто называлась работа на муниципальный и городской заказ. Потребность в таком заказе во многом определялась выявленной в ходе опроса высокой трудностью МП со сбытом своей продукции в условиях острой конкуренции. Работа на надежного заказчика (каковым, по мнению руководителей МП являются государственные и муниципальные власти) для очень многих малых предприятий в настоящее время более ценна, чем утомившая их практика полулегальной работы под криминальной крышей. Ради получения надежных заказов руководители МП выразили полную готовность обеспечить “прозрачность” балансов и финансовых потоков своих предприятий, исправно платить налоги.

Более того: “старики” (начавшие заниматься бизнесом и зарегистрировавшие свои первые МП до 1992 г.) чаще высказывались за работу на устойчиво финансируемый городской или муниципальный заказ (надо заметить, что значимость этого фактора отчетливо снижается по мере убывания возраста малого предприятия). В зависимости от статуса и организационно-правовой формы МП высказывались требования: основных акционеров - эффективная защита от преступности; совладельцев ТОО - работа на устойчиво финансируемый государственный или муниципальных заказ и резкое сокращение сферы лицензирования. При этом малые предприятия, работающие в реальном секторе экономики, однозначно называли работу на государственный или муниципальный заказ важнейшим способом выхода из “тени”, стимулирующим “прозрачность” в организации их деятельности.

Приведем таблицы ответов на ряд наших вопросов.

При каких условиях, на Ваш взгляд, малый бизнес мог бы выйти из “тени” (наиболее часто встречающиеся варианты ответа по отраслям)?

Сферы деятельности

Предпочтительные условия выхода малого бизнеса из тени

Легкая промышленность

Государственный/муниципальный заказ, доступный банковский кредит

Пищевая промышленность

Государственный/муниципальный заказ, доступный банковский кредит

Производство промышленного оборудования

Государственный/муниципальный заказ, эффективная защита от преступности

Промышленность

(иная отрасль)

Государственный/муниципальный заказ, эффективная защита от преступности

Строительство

Государственный/муниципальный заказ, эффективная защита от преступности

Транспорт

Государственный/муниципальный заказ, резкое сокращение коррупции

Оптовая торговля

Доступный банковский кредит

Розничная торговля

В пределах средних значений

Бытовое обслуживание

Упрощение регистрации

Общественное питание

Упрощение регистрации

Посредническая деятельность

Снижение налогов, доступный банковский кредит

Бизнес-услуги

Эффективная защита от преступности, сокращение коррупции (очень резко) и сокращение сферы лицензирования

Туризм

Защита от преступности; сокращение коррупции, доступный банковский кредит

Отчетливо видно разделение между опрошенными в зависимости от характера возникновения малых предприятийруководители бывших госпредприятий гораздо чаще говорят о госзаказе, новых частных МП – о доступном кредите.

По имущественной категории малых предприятий выявлены следующие предпочтения.

При каких условиях, на Ваш взгляд, малый бизнес мог бы выйти из “тени”
(в зависимости от объема имущества фирм)?

Размеры имущества малых предприятий (Долл. США)

Преимущественные условия выхода малых предприятий из тени

До 500

Эффективная защита от преступности, упрощение регистрации

500-1000

При нынешней ситуации это нереально

1000-5000

Упрощение регистрации

5000 – 10000

В пределах средних значений

От 10 до 25 тыс.

Доступный банковский кредит

От 25 до 50 тыс.

Снижение налогов, работа на государственный, муниципальный заказ

От 50 до 100 тыс.

Снижение налогов

От 100 до 200 тыс.

Снижение налогов, работа на государственный, муниципальный заказ

От 200 до 500 тыс.

Снижение налогов, эффективная защита от преступности, сокращение коррупции

Свыше 500 тыс.

Снижение налогов, сокращение коррупции, эффективная защита от преступности работа на государственный, муниципальный заказ

Итак, почти треть опрошенных считает, что выход малого бизнеса из “тени” при нынешних условиях хозяйственной деятельности нереален – знаменательный факт! Самыми пессимистичными оказались руководители МП с низким образовательным уровнем, с имуществом фирмы в 500 – 1000 долларов, ПБОЮЛ - то есть мельчайшие субъекты МП пока не видят возможности освобождение себя от “теневого сектора”. Но чем выше имущественный статус предприятия – тем больше его стремление работать в нормальной “белой” экономике. Снижение налогов, уменьшение коррупции, эффективная защита от преступности, работа на государственный или муниципальный заказ – вот основные пути для вывода из “тени” успешно развивающихся малых предприятий.

Таким образом, в опросе выяснилось, что имущественный статус - один из наиболее мощных дифференцирующих факторов в оценке малыми предпринимателями условий выхода малого бизнеса Москвы из “тени”. То есть исходный параметр степени “зрелости” московских МП – имущественный ценз – непосредственно предопределяет пути полной легализации деятельности малых предприятий. В целом, чем выше степень зрелости – тем малые предприятия ближе к выходу “из тени”.

По фактическому местоположению малых предприятий выявилась следующая картина:

При каких условиях, на Ваш взгляд, малый бизнес мог бы выйти из “тени”
(в зависимости от расположения по административным округам Москвы)?

Преимущественные условия выхода
малых предприятий из тени

АО г. Москвы

Ситуация близка к средним значением, несколько выделяется фактор доступного банковского кредита

Центральный

Резкое сокращение сферы лицензирования, выход из тени вообще нереален

Северный

Эффективная защита от преступности, выход из тени вообще нереален

Северо-Восточный

Эффективная защита от преступности, сокращение коррупции, государственный заказ, упрощение регистрации

Восточный

Доступный банковский кредит, выход из тени вообще нереален

Юго-Восточный

Выход из тени вообще нереален

Южный

Государственный заказ

Юго-Западный

Упрощение регистрации

Западный

Эффективная защита от преступности

Северо-Западный

Снижение налогов, эффективная защита от преступности (резко), сокращение коррупции, упрощение регистрации

Зеленоград

Резкое сокращение коррупции, доступный банковский кредит

Московская область

Видно, что на разных территориях московского мегаполиса на первые места вышли различные способы обеспечения выхода МП из “тени”. Этот факт необходимо учитывать в ходе дальнейшей децентрализации столичной политики поддержки малого предпринимательства.

Совершенно четкая дифференциация в отношении возможных путей выхода малых предприятий из “тени” просматривалась и в зависимости от численности занятых на малых предприятиях:

При каких условиях, на Ваш взгляд, малый бизнес мог бы выйти из “тени”
(в зависимости от численности работников)?

Число
р аботников

Преимущественные условия выхода
малых предприятий из тени

До 9 чел.

В целом в пределах средних значений, наибольший пессимизм в смысле выхода малого бизнеса из тени

10-49 чел.

Работа на устойчиво финансируемый государственный (муниципальный) заказ

50-100 чел.

Снижение налогов, сокращение коррупции

101-200 чел.

Работа на устойчиво финансируемый государственный (муниципальный) заказ

Особенно примечательны ответы опрошенных в сопоставлении с характером ощущаемой малыми предприятиями поддержки.

При каких условиях, на Ваш взгляд, малый бизнес мог бы выйти из тени
(в зависимости от реально полученной фирмами помощи)?

Ощущаемая
поддержка

Преимущественные условия выхода
малых предприятий из тени

Кредиты, залог

При нынешней ситуации этой нереально

Финансовый лизинг

При нынешней ситуации этой нереально

Налоговые льготы

Резкое сокращение коррупции

Повышение квалификации персонала

При нынешней ситуации этой нереально

Информационная

Сокращение налогов, эффективная защита от преступности, государственный (муниципальный) заказ

Сбыт

Резкое сокращение коррупции, государственный (муниципальный) заказ, доступный банковский кредит (существенно выше, чем по выборке в среднем), сокращение сферы лицензирования

Защита от криминала

Защита от преступности, сокращение коррупции, сокращение лицензирования

Аренда помещений

Доступный банковский кредит

Сырье, оборудование

Защита от преступности, сокращение коррупции

Правовые консультации

Резко - снижение налогов;

сокращение сферы лицензирования

Наличие или отсутствие реальной поддержки со стороны городских или муниципальных властей не делает более оптимистичной оценку путей и перспектив выхода малого бизнеса Москвы из “теневой” экономики. Собственный опыт получения того или иного вида поддержки, как показал опрос, дал некоторым опрашиваемым основания требовать усиления борьбы с коррупцией во власти, либо вообще превращал их в закоренелых пессимистов. По-видимому, условия, которыми обставляется получение помощи со стороны властей, влияли на их оценку путей и форм вывода малого бизнеса из “теневой” экономики соответствующим образом.

К счастью, не слишком большое количество негативно настроенных руководителей малых предприятий, подтверждает, что коррупция в аппарате префектур и Правительства Москвы относительно меньше, чем на федеральном уровне.

В зависимости от повышения уровня образования предпринимателя, значимость фактора доступа к государственному (муниципальному) заказу в результатах опроса четко нарастает (от 3,1% до 20,7%). Наибольший пессимизм в отношении возможности выхода малого бизнеса из “тени” высказывали предприниматели с наиболее низким образовательным уровнем.

Таким образом, результаты опроса непосредственно очерчивают контуры программы мер по стимулированию выхода малых предприятий из “тени”. Очевидно, что это должны быть селективные меры, учитывающие весь набор специфики разных групп предпринимателей. Стержнем такого рода программы следует сделать стимулирование повышения “имущественного ценза” субъектов МП, иными словами – роста их имущественной состоятельности. Из этого следует, что меры вывода малых предприятий из тени лежат в общем русле политики поддержки МП. Эффективность их применения непосредственно производна от эффективности этой политики по всем ее элементам.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости