Юрий Симачёв, директор ВШЭ по экономической политике. Импортозамещение – цели и средства. Часть вторая.
Эксперты: Симачев Юрий Вячеславович
Мы продолжаем беседу с Юрием Симачёвым о вопросах, вставших перед российской экономикой в связи с необходимостью срочного развития импортозамещения в целом ряде отраслей.
- Юрий Вячеславович, вопрос такой: «Сейчас Россия находится под серьёзными санкциями, и это все понимают. Но все конфликты когда-нибудь заканчиваются. И понятно, что, когда закончится этот конфликт, российский рынок вновь может стать привлекателен для компаний западных стран, которые сейчас ушли, прекратив на нём работать. Не окажется ли, что эти компании вернутся в Россию, и опять начнутся, как это уже бывало, что ради сотрудничества с компаниями из-за рубежа будут игнорироваться отечественные производители. Было ведь, к сожалению, такое».
- Это – хорошее направление для обсуждения на перспективу.
Во-первых, возможно, что стороны начнут договариваться, начнётся снижение международной напряжённости. Плюс, конечно же, достаточно серьёзные инициативы возникают по дерегулированию внутреннего рынка и сокращению вмешательства государства – того, о чём мы говорили и что делается в сегодняшних обстоятельствах.
Во-вторых, скажу честно: я не уверен, что будет бурный поток желающих вернуться на российский рынок. В чём я уверен, так это в том, что состав инвесторов сильно поменяется.
- Почему?
- Уверен, что многие западные инвесторы займут выжидательную позицию: насколько всё серьёзно, насколько всё надолго. Это следует из их привычной реакции: они не принимают быстрые решения. Они медленно входили на российский рынок и сейчас вышли с него не все. Часть компаний продолжает здесь работать, часть компаний сохраняет условия для работы на российском рынке. Эти компании, конечно же, останутся. Конечно, они будут заполнять какие-то ниши, а в дополнение к ним придут какие-то ещё компании из так называемых «нейтральных» стран.
- Скорее всего.
- А то, что будет бум – большой вопрос по той простой причине, что всё станет зависеть от того, как это всё будет выглядеть в мире. Что будет происходить с потоками прямых инвестиций, насколько наш рынок будет привлекательным? Это во многом будет зависеть от того, каким окажется платёжеспособный спрос населения: если он будет расти, будет развиваться – рынок окажется привлекательным. А так, мы говорим, что рынок в России большой, но есть и другие большие рынки, которые развиваются более динамично.
Поэтому, с одной стороны, такой возврат зарубежных компаний в Россию вполне возможен, с другой стороны, и на уровне российских компаний тоже получены некоторые уроки, связанные с тем, что выстраивать цепочки слишком линейно – неправильно. Это – опыт всего, что происходило ещё во время пандемии. Такие цепочки, хотя и удобны, но оказываются очень уязвимы в шоковых случаях.
Это – первый вывод, которые делают компании: должна быть развитая сеть субподряда, а не такая, когда на каждом уровне по одному подрядчику.
Второе, что, я думаю, вынесли для себя компании – очень важно заниматься не продуктовым импортозамещением, поскольку оно шло как раз неплохо, но и технологическим. А если мы всё больше и больше каких-то товаров начинаем производить, но при этом не можем толком воспроизвести соответствующие технологии, то получается импортозамещение без укоренения.
Но если мы посмотрим на наших соседей, тот же Китай, ряд других, то их примеры говорят, что они очень нацелены заниматься именно таким технологическим укоренением. У нас же в своё время в силу целого ряда причин в меньшей степени сложилась мотивация на уровне компаний. Государство, может быть недостаточно сильно мотивировало их этим заниматься. Что ценно сейчас – компании это поняли. Более того, они поняли, что такая практика нужна для всех компаний, неважно каких: российских ли, зарубежных. Важно, что они взаимодействуют с поставщиком, и им надо быть более защищёнными от политики какого-то доминирования со стороны одного поставщика. И это – очень важный момент.
- Юрий Вячеславович, вот я не так давно брал интервью у малого предпринимателя, который устанавливает и обслуживает системы вентиляции на производстве. И он сказал: лично по мне санкции нанесли очень сильный удар. Он работал и работает с иностранным оборудованием. Если раньше что-то выходило из строя, он заказывал в Германии нужную деталь, и она приходила через две недели. Сейчас он не может получить ничего.
- Безусловно, те схемы, которые были раньше, в новых условиях не работают, и это – действительно – шоковое воздействие на все компании. Но в то же время мы видим, что это шоковое воздействие во многих случаях продемонстрировало высокий адаптационный потенциал российских компаний. Да, им было привычно работать с одними какими-то поставщиками, но, оказалось, что можно найти и каких-то других партнёров, в том числе и в самой России.
Мы ведь помним, что происходило с АПК, когда были введены антисанкции: сначала был шок, торговые сети утверждали, что им нечем будет торговать, а потом выяснилось, что есть свои поставщики, например, рыбы и морепродуктов, которых они не знают. Другое дело, что мы должны хорошо понимать: речь здесь идёт об относительно простом импортозамещении. А есть направления, где надо нагонять. Это – технологические направления. И, естественно, отсутствие импорта определённых товарных категорий начинает приводить к отставанию. И вопрос в том, насколько длительным будет эта острая фаза отношений.
Опять же, скажу ещё раз: где-то что-то нормально сработало, а где-то – не очень. И я бы не рассматривал, не распространял, не продлевал эти относительно позитивные результаты на весь последующий период. Здесь всё время всё меняется: с одной стороны, есть некоторые проблемы, вызванные санкциями. Но, с другой стороны, есть и некоторые возможности для компаний, условно говоря, связанные с освобождением мест на рынках, с возможностями каких-то новых поставок. Они есть, и компании ими пользуются. Поэтому могут быть отклонения от такого равновесного прогноза, то со знаком минус, то со знаком плюс. Существуют разные временные лаги, и никто твёрдо не предскажет, что и когда может произойти: там всё очень сильно зависит от предпринимательских настроений, от их ощущений, от понимания, насколько предсказуема политика государства, насколько государство создаёт условия для инициатив снизу – от самого бизнеса.
- Юрий Вячеславович, Вы говорите о предсказуемости государственной политики. Мы с Вами об этом говорили не год и не два.
- Совершенно верно. Но что поделаешь: это ведь не значит, что об этом не надо говорить. Тем более, я говорю о том, что способствует решению насущных вопросов. Я даже говорю не столько о предсказуемости (хотя очень важно понимать, по каким правилам, какие приоритеты будет ставить перед собой государство), нет, скорее о том, что на этих направлениях требуется движение государства сверху вниз. Понятно, что должны быть большие программы, длинные исследовательские проекты. Но наряду с этим очень важно, чтобы поддерживались инициативы снизу, от бизнеса. Возможности встраивания малого бизнеса в цепочки крупных компаний тоже как-то поддерживать. Вот это – важные инструменты.
В условиях ограничений следует задуматься о создании производств в иных юрисдикциях, а также о повышении роли малого и среднего предпринимательства. В нынешней ситуации они могут стать важным инструментом для ремонта цепочек добавленной стоимости, они подвижны и легко переносят передовые технологии. Чтобы повысить их заинтересованность в сфере импортозамещения, нужны новые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, о чём мы уже сказали.
Беседовал Владимир Володин.