Итоги 2022 года для малого и среднего предпринимательства (МСП).
Эксперты: Хандриков Илья Николаевич
2022 год прошел в России под влиянием СВО, затронувшей практически все сферы деятельности. Не уверен, что удастся примирить спорящих про ответственность тех или иных сторон в противостоянии на Украине, но о будущей глобальном военном конфликте нас предупреждали ведущие политики (Владимир Жириновский), футурологи (Сергей Переслегин), астрологи (Тамара Глоба). Назывались и противостоящие стороны: Россия и Китай против США и объединенной Европы. Формируется новый миропорядок. Мир раскололся и предпринимателям с этим жить, то есть сосредоточиться на поиске новых решений и предпринимать, ведь прошлой жизни уже не вернуть.
Государство заявило о начале масштабной структурной трансформации. Меняется парадигма экономического развития – вместо экспорта выпуск будет концентрироваться на внутреннем спросе. Ещё в июле 2021 года был опубликован указ Президента РФ №400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором ставилась задача структурной трансформации российской экономики. А это: устранение дисбалансов в экономике и территориальном развитии, преодоление инфраструктурных ограничений, формирование самостоятельной финансово-банковской системы, развитие инновационной деятельности, увеличение конкурентных преимуществ, повышение эффективности стратегического управления экономическим развитием Российской Федерации и государственного регулирования экономики. К этому прибавилась и трансформация экономики под нужды СВО. Многим предприятиям в субъектах Федерации пришлось переориентировать производство и выпуск на товары военного назначения.
За 2022 год количество санкций, наложенных на страну, её предприятия и конкретных людей увеличилось в три раза, а список недружественных стран за год составил 49 государств. После февраля из России ушли более 1 200 компаний, и полноценного импортозамещения пока не случилось. Зачастую товары одних иностранных брендов на прилавках сменили другие, но тоже зарубежные. Сейчас в России простаивают автомобильные заводы и до сих пор не запущены многие торговые и производственные площади.
Геополитический кризис и санкции спровоцировали разворот всех без исключения логистических процессов. Товарооборот между Россией и странами, которые ввели санкции, составляющий 50% общего товарооборота страны, замер.
Произошло перенаправление европейских товаропотоков на новые маршруты. Сейчас активный рост приходится на такой коридор, как Европа – Турция – Азербайджан – Дагестан. Активно росли как прямые поставки из Китая в Россию, так и транзит товаров через страны Центральной Азии. Появляются логистические цепочки через ОАЭ или Турцию, а импорт товаров в Россию происходит со стороны азиатских стран через дальневосточные порты. С конца февраля по конец сентября около 700 российских предприятий открыли второе юридическое лицо в Объединенных Арабских Эмиратах — это в пять–семь раз больше, чем в 2021-м году. Параллельный импорт набирает обороты.
Российским компаниям в условиях введенных ограничений на экспорт и импорт приходилось менять наработанную практику и бизнес-модели. В некоторых случаях менять профиль и направления деятельности. Формировать новые квалификационные требования к нанимаемым специалистам.
Порядка 50% российского экспорта приходится на ТЭК, в то же время это составляет 50% нефтегазовых ресурсов. Может наступит время подключить свое население к газовому вентилю? Ведь половина страны живет на угле, дровах и дизель-генераторах.
По данным реестра субъектов МСП по состоянию на декабрь 2022 года в России было зарегистрировано 5,97 млн таких компаний (плюс 2% к 2021 году). Общее количество работников составило 15,2 млн человек, тогда как год назад их было 14,6 млн.(плюс 4%). Число действующих индивидуальных предпринимателей (ИП) в России на октябрь 2022 года сократилось на 1,53 тыс., за счет перетока в самозанятые. За текущий год число самозанятых в стране увеличилось с 3,6 до 6 млн человек. Специалисты объясняют такой рост низким налогом и переходом работников из производственных отраслей в сферу услуг.
Финансирование нацпроекта «Малый бизнес и национальная предпринимательская инициатива» и проекта «Акселерация субъектов МСП» сокращают на 16 млрд рублей.
«В очередной раз прочитав текст нацпроекта с его KPI, подумала: а можно не тратить на нацпроекты? Можно страховые снизить до 15% на всю зарплату, как это было до 2008 года, когда малый бизнес начал обеляться, и не трогать эту норму лет 50, снизить НДС до 10%, поменять KPI для проверяющих, чтобы не наказывали, а разъясняли, и можно ещё кредитование сделать по-настоящему доступным? А ещё маркировку оставить только для дорогих товаров, а ювелирам вернуть спецрежимы? Вот так, я полагаю, долю МСП в ВВП можно дотянуть до 30%, а количество занимающихся своим делом — до 25 миллионов», - Наталья Горячая, эксперт.
Вот только другие эксперты не ставят на МСП. Одним из трендов в нынешней экономической ситуации, на фоне СВО и западных санкций, становится: «доминирование государства и его структур в качестве работодателя, гарантирующего создание новых рабочих мест при сокращении доли частного бизнеса, особенно малого и среднего».
В развитие предыдущей темы: Госкомпании смогут готовить для своих нужд поставщиков среди субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) для последующего потенциального участия в госзакупках. Закон об этом был принят Госдумой сразу во втором и третьем чтениях 29 июня. Право заниматься такой подготовкой небольших предприятий получат госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, а также другие юрлица, которые проводят закупки по 223-ФЗ. Вам это ничего не напоминает? Как минимум, рост монополизации…
Эмиграция. За год из страны уехало более миллиона человек. «Люди же с мозгами уезжают не от плохой жизни здесь, — пишет пользователь Игорь Плюснин. — Они с мозгами, и точно могут сделать эту жизнь сносной или даже хорошей в России. Уезжают они потому, что, глядя вперед, они ничего не видят. Ни для себя, ни для детей своих. А чтобы появилось будущее, надо культуру иную в стране создать. Культуру уважения человека, культуру верховенства закона, культуру развития, культуру образования». «Что до ближайшего будущего, то скорее всего останется микробизнес и крупный государственный и около того, — комментирует юрист Наталья Горячая. — Остальное либо сметут власти, благодаря своей цифровизации и СВО, либо будут съедены беспощадной конкуренцией со стороны лоббистов в ГД и других структурах. Видимо, для нас (считай, кармически) важно пройти этот путь».
Экс-общественный омбудсмен по предпринимательству, Анастасия Татулова объяснила свой уход с поста тем, что сейчас из-за давления (она отказывалась рассказывать, с чьей стороны происходит это давление и в чем оно выражается) ее деятельность «стала попросту опасна» для нее и ее близких. Не удивляясь, если и моя книга о предпринимательстве (Илья Хандриков «Записки предпринимателя-идеалиста. 1976-2011 годы»), переданная Анастасии, могла повлиять на принятое ею решение.
Колоссальным образом снизились возможности по продвижению и продажам, после блокировок Инстаграм и Фейсбук. Сам потерял в ФБ две страницы и четыре группы, в том числе экспертные в сфере МСП. Поиск площадок шел весь год: Телеграм, Яндекс-карты, 2ГИС, Авито и др. До четверти всех рекламных расходов в России приходились на социальные сети, что составляло совокупно более $1 млрд в год. Например, в модной индустрии продажи сократились на 60%. Предполагалось, что произойдет перетекание рекламодателей в ВКонтакте, но там пока все очень грустно и не приспособлено для нормальной работы.
Рост ключевой ставки Центробанка 28 февраля 2022 года до 20% и повышение ставок по кредитам на несколько месяцев, привели к снижению инвестиционной активности, в первую очередь — со стороны малого бизнеса. «Общая тенденция такова: при реальном падении доходов заемщиков, растет размер выплат по кредитам». Банки стали тщательнее оценивать каждого заемщика и его работодателя, особенно после объявления о частичной мобилизации. Даже льготные кредиты для малых предприятий выдаются на срок до года и под 15% годовых, что очень дорого, да и лимит программы к июлю был полностью выбран. Большинство представителей МСП, в силу множества причин, не могут рассчитывать на суперльготные кредиты (менее 5%) по программе «1764».
Еще недавно Российское государство держалась на чиновниках - «становом хребте государства» и олигархах (а не на армии и флоте). Российские миллиардеры потеряли за год порядка 93 миллиардов долларов. В этом году на Западе были заблокированы счета у 90 российских олигархов. Как говорил классик: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы разблокировать капиталы». Тем не менее, «50% всех долларовых миллионеров уехали из России с марта по ноябрь 2022 года», а вывод капитала за год может составить более 200 млрд долларов.
Теперь дело за чиновниками. 16 лет назад при поддержке коллег-экспертов я задумал реформу общественных объединений бизнеса. С этим проектом (но для системы ТПП) шел на выборы президента Московской ТПП в 2012 году мой коллега по палате Дмитрий Каплин. В 2014 году в Госдуме на Совете непарламентских партий (я был советником председателя партии «Яблоко» по предпринимательству) участники поддержали мои материалы по реформе общественных объединений бизнеса, но бюрократия не была заинтересована в реализации проекта. В итоге в публичном пространстве (инет) появилась презентация на тему: «Малое и среднее предпринимательство России. Стагнация или системные реформы? Илья Хандриков», последняя часть которой, является уникальным продуктом по реформе, не только общественных объединений бизнеса, но и институтов контроля (подавления) предпринимателей со стороны чиновников. Сегодня сложилась ситуация, когда можно «изменить этот мир», проведя реформы.
В России закончилась эпоха экспортной сырьевой экономики, а способность обеспечить себя первичными ресурсами всей номенклатуры означает наличие базы под развитие. Осталось создать необходимые условия для развития творческого и технологического потенциала и, в первую очередь, в станкостроении, микроэлектронике, производстве высокотехнологичного медицинского оборудования. Но не за счет импортозамещения. Необходимы реформы и изменение модели развития. Вот только на какой бизнес будет сделана ставка?
Темпы спада российской экономики в 2022 году составили не менее 2,5%. Мобилизация и эмиграция сократили число занятых в экономике на 1%. Реальный эффект от сокращения числа рабочей силы и занятых на более чем полмиллиона человек будет виден по итогам года. Реальные доходы населения продолжили падение до 3,4%, а за чертой бедности оказалось более 15 млн человек. Уровень инфляции по итогам года составит цифру большую, чем 12%. Как на этом фоне добиться роста внутреннего спроса и благосостояния граждан?
В 2022 году наблюдался кадровый дефицит по многим специальностям, главными из причин которого является санкционная политика Запада и СВО. В этих условиях возрастает значимость увеличения программ подготовки кадров высшего и среднего специального образования. По данным аналитиков ВШЭ, последнее десятилетие отмечается рост популярности среднего профессионального образования (СПО), а число поступающих в колледжи и техникумы регионов за последний год было больше, чем поступающих в вузы. Правда, в столицах тенденции противоположные. Но сколько не готовь кадры, без реального изменения государственной политики в отношении предпринимательства, мало что изменится. Возьмем ведущую сферу российского бизнеса: 63,7% российских IT-специалистов хотели бы стать сотрудниками одной из иностранных компаний. Видимо IТ бизнес не сможет забыть, как в 2021 году, чтобы выжить, вынужден был сокращать бесценных специалистов, хотя государство уже прекрасно знало цену айтишникам, но ничего не делало.
В конце года прошло знаковое заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором выступил Владимир Путин. В экономике целевой ориентир – выход на траекторию роста. Это открытие новых и развитие действующих производств, масштабное производственное строительство, отладка логистических цепочек. По сути провозгласили производственный, технологический, научный, кадровый суверенитет с опорой на собственные силы.
Почти в тоже самое время Госдума РФ утвердила в третьем чтении проект закона о новом бюджете: 1.Расходы по статье «национальная экономика» в 2023 году будут урезаны почти на 20% по сравнению с суммой, заложенной в уточненную роспись бюджета-2022; 2.Финансирование госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2023 году сокращается на 30%; 3.Госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» сжимается на 18%.
Про сокращение финансирования двух нацпроектов по МСП на 16 млрд руб сказано выше.
РОССИЯ ВПЕРЁД!