Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка
 

Церенов Церен Валериевич

Церен Церенов, управляющий партнер Школы системного менеджмента, Вице-президент АНО «НИСИПП». Апгрейд фундамента ваших знаний.

О работе Школы системного менеджмента и о том, зачем нужно пополнять и усовершенствовать свои знания, мы беседуем с Цереном Цереновым.

 

- Церен Валерьевич, сколько лет уже работает Школа системного менеджмента?

- С 2015 года. Четвертый год.

- И сколько людей уже прошло через неё? Скольких вы уже выпустили?

- Смотря как считать. Дело в том, что у нас достаточно большое количество курсов и нет какой-то единой программы типа МВА.

Если считать количество людей, которые прошли какие-то курсы, то их, наверное, уже за тысячу. А тех, кто прошёл все наши курсы, конечно, намного меньше.

- То есть в этой школе человек может сам выбирать, что ему нужно: полный цикл обучения, или какой-то конкретный курс?

- Чтобы лучше понять, что такое образование, давайте начнём с простого примера. Мы начинаем учиться ещё в детстве. В школе, в вузе в нас закладывают некоторые знания. Это – некие фундаментальные знания, некий общий кругозор. А далее, взрослея мы на этот фундамент затем накладываем другие знания, грубо говоря, прикладные. Вот мы закончили вуз, пошли работать, и занимается уже освоением конкретной прикладной сферы знаний и умений.

Поэтому мы разделяем фундаментальные знания и конкретные прикладные, дающие реальный результат. Мы говорим, что «за фундамент деньги работодатели не платят», а платят за прикладные практики, когда вы на работе демонстрируете результат. Ведь, когда вы работаете, вашему работодателю нужен результат, за который он готов платить.

- Извините, что перебиваю, но назовите прикладные практики?

- Наша школа занимается фундаментальными знаниями, в первую очередь, которые необходимы в бизнесе, инженерии и менеджменте. Так методология системного подхода – это фундаментальное знание. Также у нас есть онтологика – тоже фундаментальное знание. Мы не учим прикладным практикам. Есть большое количество курсов, начиная с того, как освоить бухгалтерию 1С, или как освоить Agile или Scrum, теорию ограничения Голдрата или разные другие практики: блокчейн, бережливое производств и big data, канбан, ТРИЗ и другие. Таких прикладных курсов очень много.

Что же касается фундаментальных знаний, то они не так быстро формируются. И у нас полный цикл обучения – это апгрейд той фундаментальной платформы, которые люди закладывали ранее. Но для некоторых это совершенно новые знания.

- Почему мы вдруг занялись фундаментальными знаниями? С прикладными ведь куда больше ясности и денег, как я понимаю, там платят больше?

- Есть важный момент: мир очень серьёзно меняется, и те фундаментальные знания, которые закладывались в нас раньше, постепенно устаревают.

Я не говорю про математику и физику, хотя и эти науки развиваются, я говорю про то, что касается бизнеса, менеджмента, инженерии. Системный подход, известный нам в прошлом веке, и тот, что существует сейчас, – это земля и небо. К сожалению, у нас в стране упущен этот момент. Когда весь мир переходил на новый фундамент, у нас современный системный подход оказался не слишком развит, и в вузах он практически не преподаётся.

Поэтому для себя мы решили, что будем заниматься правильным современным фундаментальным образованием и делать «апгрейд» тех фундаментальных знаний, которые есть у людей, закончивших вузы достаточно давно. Это мы сделали своей миссией.

- Ну а что такого важного дает фундаментальное образование?

- Все хотят получить какие-то результаты быстро и сейчас. Быстренько что-то освоить и сразу получить хорошую должность и большую зарплату. Поэтому люди стремятся освоить прикладные практики. Это факт.

Но дело в том, что, не имея хорошего фундамента, построить долговечный дом вам не удастся. А чем мощнее ваш фундамент, тем быстрее и лучше вы сможете освоить различные прикладные практики, причём каждую отдельную практику вы будете осваивать намного быстрее всех остальных. То есть скорость выявления лучших практик и их освоения – это то, конкурентное преимущество, которое дает фундамент. А лучшие прикладные практики в наше время очень быстро меняются, поспевать за ними и быть всегда востребованным специалистом становится всё сложнее. Это наши родители получали одно профессию, а сейчас все чаще возникает такой эффект как «обнуление опыта». Это когда вы начинаете заниматься чем-то новым, и даже кардинально меняете сферу деятельности. У меня за свою жизнь такое было не раз. И мне это даже понравилось.

- И те, кто это понимает, идут учиться в Школу системного менеджмента.

- Да. Но это далеко не все, кому это, на самом деле, нужно. Кто-то уверен, что он получил хорошее фундаментальное образование, и никакой апгрейд делать не нужно. Кто-то, наоборот, не совсем понимает роль фундаментального образования и считает, что им не нужно заниматься, а достаточно осваивать какие-либо прикладные практики. Хотя мы уже говорили, что если ваши фундаментальные знания уже не соответствуют современным требованиям, то вы изучаете прикладные практики медленнее и хуже, а, в конце концов, и не на том уровне, который требуется.

Есть, будем честными, и люди, считающие что никакой фундамент им не нужен вообще. Деньги, по их мнению, платят исключительно за прикладные практики, которые можно изучить на трёхдневных курсах.

Я не против трёхдневных курсов. Но люди должны быть подготовленными для того, чтобы материал этих курсов так быстро за 3 дня освоить. А то они потом плюются и ругаются, что ничему не научились. Я говорю про прикладные курсы, которые, на самом деле, изначально рассчитаны на наличие определённого фундамента.

При этом надо сказать, что, конечно, за базовое образование работодатель не будет вам платить. Он будет интересоваться перечнем освоенных вами прикладных практик. Но всё это в целом понимает не так много людей. Поэтому наша школа – это не массовое образование, и круг её потенциальных учеников ограничен. Мы работаем с теми, кто понимает, для чего ему такая школа нужна.

- И вы предлагаете людям знания, которые могут стать фундаментом их дальнейшей работы?

- И дальнейшей работы, и мы даже жизни в целом. Ведь можно посмотреть и на себя как на систему. Как я говорил, системный подход – это фундамент, поэтому он универсален. Можно посмотреть на то, как человек исполняет различные роли. В рамках системного подхода мы прямо говорим, что, когда вы работаете в коллективе, там есть большое количество ролей, которые играют разные люди: роль менеджера, роль маркетолога, роль предпринимателя и т.п. Все играют какие-то роли на любом предприятии, и системный подход как раз отделяет конкретного человека, играющего какую-то роль, от роли, которую ему предназначено играть. Мы ведь знаем: сегодня Иван Иванович выполняет роль инженера, но завтра он увольняется, на его место приходит Петр Петрович, и роль инженера будет играть уже он.

Между прочим, и в обычной жизни мы тоже играем разные роли. Мы можем играть роль отца, сына, пассажира в общественном транспорте. Так что системный подход вполне применим и в обычной жизни. Так я, например, использую его в воспитании детей и в освоении разных спортивных прикладных практик. Например, плавание кролем и карвинг в горных лыжах.

- Так что речь идёт об универсальном подходе. Причем не только к работе, но и жизни. Давайте тут подробнее.

Давайте. И можем начать с того, почему человек стал царем природы. Это не шутка. Человек лучше всех остальных живых существ на земле может моделировать реальность с тем чтобы лучше к этой реальности приспособиться.

Наш мозг умеет делать эти модели исходя из наших биологических потребностей в безопасности, социализации и продолжении рода. Но со временем человек развил свою способность моделировать реальность и смог привносить в эту реальность все более сложные и технологические системы. Сейчас мы уже строим космические аппараты.

И этот путь мы прошли с точки зрения эволюции достаточно быстро, наш мозг, как говорят ученые, еще не сильно приспособился к сложности современного мира. Поэтому нам свойственны такие проблемы как стресс и депрессия, отсутствие смысла и целей, непонимания чего человек хочет и т.п. Я считаю, что системный подход является лучшей методологией, которая позволяет моделировать мир, а потому мы можем применить всю мощь данного подхода, чтобы рассмотреть человека как систему и предложить метод того, как жить интересной жизнью. Умение удовлетворять свои интересы и интересы всех заинтересованных лиц.

- Конечно, наш мир сильно изменился, но «съесть» то нас всегда готовы.

- Я считают, что системное мышление позволяет формировать картину мира наиболее близко отражающую реальность, поскольку может увязывать между собой мышление животного мира (интуиция, чувство опасности и тому подобное) с результатами науки в самых разных сферах.

 

 

Продолжение следует.

 

Беседовал Владимир Володин.

 
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости