Церен Церенов, управляющий партнер Школы системного менеджмента, Вице-президент АНО «НИСИПП». Повысить свою конкурентоспособность. Часть первая.
О Школе системного менеджмента, работающей под эгидой НИСИПП, мы уже неоднократно упоминали в ходе интервью, опубликованных на нашем сайте. Но это были беседы, посвящённые самому системному мышлению, разнообразным методам связи между инженерной и менеджерской деятельностью и т.д.
И вот сегодня мы говорим с Цереном Цереновым, управляющим партнером Школы системного менеджмента, о самой школе, о том, как она работает.
- Церен Валерьевич, мы много публиковали на нашем сайте материалов о самом системном мышлении, о связи инженерного и менеджерского подхода к проблемам, о ТРИЗ и других методах. Но давайте поговорим о школе как таковой. Она ведь уже работает, по-моему, больше года.
- Совершенно верно.
- Через неё проходят люди, готовые учиться системному мышлению и, более того, платить за это обучение деньги.
Мне кажется, пора рассказать о школе с точки зрения уже имеющегося опыта её работы.
- Начать всё-таки придётся с того, для чего и почему мы эту школу открыли, а потом уже рассказывать о том как она функционирует.
- Это я понимаю.
- Мы основывали школу, хорошо представляя, что стоим на пороге очень серьезных изменений. Помните какие были в нашей стране изменения в 90-е годы. А сейчас столь же кардинальные изменения происходят уже во всём мире. Что я имею в виду?
Меняются многие жизненные устои, технологии меняют мир. А также меняется человеческое мышление. Если проводить аналогию с 90-ми годами у нас в стране: тогда плановые социалистические устои сменялись рыночными капиталистическими. В этих условиях кто-то смог измениться и адаптироваться. Т.е. поменял свое мышление.
- А кто-то не может сделать этого до сих пор.
- Да. И это происходит потому, что нам сложно меняться и даже смертельный риск может не образумить человека поменять свой образ жизни. Но тем не менее большие трансформации в обществе заставляют многих поменять свое мышление и своё отношение к миру. И такой же Рубикон сейчас должен пройти весь мир: новые технологии, промышленные революции, роботы, стоящие на пороге, и многое другое существенно поменяют нашу жизнь. И от того, насколько мы сумеем адаптироваться в новых условиях, зависит, насколько мы будем успешны, насколько сможем найти себя и помочь нашим детям быть востребоваными в будущем.
Но, как и у нас в 90-е, во всём мире будет немало людей, которые не смогут адаптироваться в новой жизни. Будут жить и мыслить прошлыми категориями. А те, кто адаптируется быстрее, получат преимущество. Произойдет и смена лидеров. Так например, корпоративныый список 1000 крупнейших компаний мира серьезно изменился не только сравнению с прошлым веком, но и уже в нашем веке он сильно поменялся.
- А почему вы считаете, что можно сейчас сказать, что будет востребовано в будущем?
- Конечно, общеизвестно, что будущее угадать практически невозможно. Но к нему можно в какой то степени подготовиться. И тут образование играет существенную роль. Важно только понять чему учиться. В 90-е годы конкурентным преимуществом была, как известно, компьютерная грамотность, знание финансов и рыночной экономики. Сейчас говорят про машинное обучение, финтех и многое многое другое, но мы все же считаем, что базовым преимуществом будет системное мышление. Узких специалистов научили хорошо учить (преимущественно на Западе), но специалистов с системным мышлением, тех, кто может менять парадигмы и принимать контринтуитивные решения явно недостаточно – они в дефиците. В данном случае мы имеем в виду мышление, касающееся бизнеса, инженерии, менеджмента – всего вместе. Это умение выделять системы в своей деятельности: целевые, использующие, обеспечивающие, системы своего предприятия, своего продукта, клиентов – как их все связывать между собой. А также умение работать с любыми новыми знаниями и правильно их применять. Мы считаем, что этот навык может существенно увеличить конкурентные преимущества людей, стремящихся адаптироваться к новым условиям жизни. Мы даже говорим, что системное мышление – это умение быстро и правильно учиться. Вот исходя из этого и возникла наша школа.
- Школа, как мы уже сказали, работает больше года. Про содержание мы все выяснили, а теперь давайте поговорим о форме. Сколько проводится семинаров?
- У нас есть три формы работы. Это обучение, менторство и консалтинг. Обучение – это классические курсы повышения квалификации. Конечно, это не только лекции, но и решение учебных задач по методологии системного подхода. А задачи эти брались из нашего опыта, опыта наших клиентов и слушателей. Обучение больше подходит для частных слушателей и сейчас их набралось более сотни человек. Обучение проходит в ввиде тренингов, семинаров/вебинаров или курсов, состоящих их нескольких тренингов.
Менторство – это самый лучший вариант нашей работы, который мы рекомендуем, преимущественно, корпоративным клиентам. Тут мы вместе с командой предприятия работаем над решением конкретной проблемы, связанной с повышением эффективности деятельности компании или над улучшением или созданием нового продукта или сервисов, которые оказывает компания. Результатом работы является решенная проблема и обученная команда предприятия, у которой в итоге сформировано общекомнадное системное мышление.
После нескольких таких проектов руководство обычно созревает на то, чтобы запустить цикл стратегирования, т.е. постоянную работу по отбору и постановке лучших практик (включая ИТ-решение). Такая работа является базисом для системных изменений и перехода предприятия из сегодняшнего дня в технологическое будущее, когда одними из главных практик для всех предприятий станут искусственный интеллект, машинное обучение, финтех и т.п. Мы проповедуем такой постепенный переход, ведь нельзя сразу прыгнуть из текущей ситуации в прогрессивное будущее. А кроме того, мы заботимся о том, чтобы собственник или руководитель предприятия контролировал риски таких системных изменений.
Есть менторство и для частных лиц. Это аналог того, как научный руководитель сопровождает учащегося, пишущего диплом или научную работу. Только в нашем случае, слушатель описывает свой конкретный рабочий проект. Этот индивиальный формат работы стоит 45 тыс.руб. за почти 2,5 месяца.
Ну, и третья форма – это традиционный консалтинг, когда мы делаем всю основную работу за клиента. Консалтинг мы редко когда рекомендуем, потому что считаем, что в этом случае мы не можем изменить мышление команды. А у нас вы как знаете, основная миссия – это формирование системного мышления. Но все таки иногда бывают случаи, когда предприятию нужно решать очень сложные задачи и очень быстро....
- Думаю, более, чем за год у вас было не слишком большое количество частных слушателей?
Да, у нас не массовый продукт. Мы не продаем курсы личностного роста, которые пользуются большим спросом. И мы не обещаем больших прибылей, моментальных успехов и тп. У нас, наоборот, нужно много работать головой и менять свое мировозрение. А это не всем под силу. Надо понимать, что сама методология системного подхода достаточно сложна, а мышление совсем непросто изменить. Людям с базовым гуманитарным образованием освоить методологию системного подхода очень проблематично. Не все готовы к трудностям в обучении, сейчас в отличие даже от советских времен почему-то считается, что обучение должно быть простым и легким. Те, кто изучал матанализ, понимают, что сложные методологии осваиваются не по «щелчку пальцев». А в нашей методологии собрано все самые передовые методы современного системного подхода в менеджменте и инженерии. То как работают лучшие мировые компании. И вряд ли методы, которыми делают обычный стул, будут такими же простыми, какими делают айфон. К сожалению, люди, которые говорят, что знают все о системном подходе, скорее всего, оперируют терминами и принципами системного подхода прошлого века. А у нас в стране практически нигде и не учат такому прикладному системному подходу: ни в вузах, ни на многочисленных курсах повышения квалификации. Поэтому, может быть, сейчас нет большого спроса, но мы с оптимизмом смотрим на то, что потребность в системном мышлении будет только нарастать. Хотя мы и понимаем, что это скорее элитарное, а не массовое образование.
- Правильно ли я услышал, что не каждому дано овладеть этим современным системным методом ?
- К сожалению, да. К тому же мы прекрасно понимаем: для того, чтобы поменять своё привычное мышление и посмотреть на свой полученный опыт с другой стороны, требуется немало времени. На наших тренингах у людей много что не соотносится с их распространенным представлением, а мы учим думать контринтуитивно, не так как думает большинство. Не все готовы это быстро воспринять и сделать усилия над собой.
Во вторых, многие хотят сразу осваивать конкретные практики, которые им нужны здесь и сейчас. А мы не обучаем от начала до конца конкретным практикам, мы все таки сначала ставим базовый навык – междисциплинарное системное мышление. А уже это является одним из самых важных навыков в наше время – это умение работать с лучшими практиками. Этих модных методов или практик очень много, они постоянно меняются и куча людей в порыве моды пытаются их жадно осваивать. Сейчас на слуху: agile, lean, Kanban, blockchain и другие. Но это все – отдельные практики. Это как таблетки, только не для человка, а для предприятия. Но не все они одинаково помогают разным предприятиям. А вот системное мышление – это базовый навык, позволяющий работать с любыми практиками. При этом сами практики достаточно сложны, а системное мышление ещё сложнее. Однако, освоив системное мышление, вы сможете четко понимать какая практика нужно именно вам и сможете быстро ее осваивать. Могу сказать, что системное мышление значительно изменяет нейронную сетку человека и лучше любых логических упражнений тренирует ее решать сложные корпоративные задачи.
Окончание следует.
Беседовал Владимир Володин