Сергей Антончиков, эксперт НИСИПП: Как поддержать малый бизнес кредитами
Эксперты: Антончиков Сергей Николаевич
22 августа 2013 года Правительственной комиссией по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства был одобрен ряд предложений, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. В том числе Минэкономразвития было поручено рассмотреть возможность увеличения финансовой поддержки МСП со 100 до 200 миллиардов рублей в год за счет средств ФНБ или других источников пенсионных накоплений. О возможном эффекте от реализации мер финансовой помощи и их значимости для малого и среднего бизнеса мы поговорим с экспертом НИСИПП Сергеем Антончиковым.
- Сергей, как Вы считаете, может ли данная мера повлиять на ситуацию с финансированием предпринимательства? Если да, то, что именно может измениться?
- Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, внесу некоторое уточнение. Поручение первого вице-премьера И. Шувалова об увеличении финансирования МСП на 100 миллиардов рублей в год не определяет точных мероприятий и направлений использования средств, возможным источником которым могут быть накопления ФНБ. Я хочу сказать, что данные средства могут направляться как в банковский сектор, так и иные сегменты финансового рынка, такие как микрофинансовые, лизинговые, факторинговые компании, участвующие в финансировании МСП. Поскольку мы не имеем точной информации на этот счет, я буду рассуждать о возможном влиянии этой новации на рынок банковского кредитования, исходя из предположения, что все денежные ресурсы будут распределяться через банки.
Если мы посмотрим на объем задолженности российских предпринимателей перед банками, то увидим, что на середину текущего года она составляла 4 872,2 миллиарда рублей. Нетрудно посчитать, увеличение кредитного портфеля малого и среднего бизнеса на 100 миллиардов рублей составит всего 2,1 процента от совокупной задолженности. Зададимся вопросом: «Может ли данная величина изменить ситуацию на рынке кредитования МСП?». Думаю, ответ очевиден: «Существенно удовлетворить спрос предпринимателей на кредиты, а также повлиять на их стоимость, такой объем финансирования не в состоянии». А если учесть, что потребности российского предпринимательства в заемных средствах, причем обеспеченные реальными источниками погашения, кратно превышают текущий кредитный портфель, то реальная степень влияния данной меры будет, соответственно, еще меньше. В подтверждение этого утверждения приведу данные статистики. Отношение объема доходов малого и среднего бизнеса за 2010 год к его совокупной задолженности перед банками на 01.01.2011. составило всего 11 процентов. Хотя, бесспорно, лишними для малого бизнеса эти средства точно не будут.
Учитывая тот факт, что заявленная срочность кредитов, которые планируется предоставлять в рамках мер поддержки, будет составлять 3-7 лет, корректно оценивать их влияние не только на рынок кредитования в целом, но и на его отдельные сегменты, например, долгосрочного кредитования. Как известно, именно в нем наблюдается значительный дефицит средств, ведь для развития бизнеса предпринимателям нужны длинные или, как минимум, среднесрочные ресурсы.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» доля кредитов сроком свыше трех лет составляет около 17 процентов рынка кредитования МСП в целом. Исходя из чего, мы можем определить, что денежный эквивалент сегмента составляет около 830 миллиардов рублей (от совокупной кредитной задолженности МСП на 01.07.2013.). Т.е., предоставление дополнительных 100 миллиардов рублей позволит увеличить объем средне- и долгосрочных ссуд на 12 процентов. Эта цифра также не выглядит очень внушительной, но все же думается, эти средства способны стать некоторой альтернативой более дорогих кредитов, предоставляемых банками за счет собственных ресурсов, так как, согласно информации в СМИ, предоставление средств в рамках мер финансовой поддержки будет осуществляться по ставке 10 процентов годовых. Средние же ставки кредитования банками МСП, по данным ОАО «МСП Банк», находятся в пределах 15-17 процентов годовых. Это существенная разница, способная облегчить малому бизнесу обслуживание кредитов, а, следовательно, сделать их проекты более эффективными и устойчивыми.
- Как известно, многие программы поддержки МСП, осуществляемые у нас в стране, весьма актуальны и современны по решаемым целям и задачам, но эффект их реализации страдает от качества исполнения. Видите ли вы какие-либо трудности в осуществлении мер финансовой поддержки предпринимателей?
- На первый взгляд, что может быть проще, чем раздать деньги нуждающимся. Однако, учитывая платную и возвратную природу кредитных средств, организация их предоставления требует соответствующей, эффективно работающей инфраструктуры и качественных процедур. Мы знаем, что последние особенно часто вызывают критику со стороны предпринимательского сообщества. Поэтому Вы совершенно обоснованно задаете этот вопрос.
Если предположить, что для финансирования МСП будет использоваться ранее отработанный механизм распределения ресурсов, а именно фондирование ВЭБа и далее, через его дочерний ОАО «МСП Банк» и коммерческие банки и иные организации инфраструктуры, предоставление средств предпринимателям, то у меня, действительно, возникают некоторые вопросы. И вот по каким причинам.
Согласно отчету МСП Банка о реализации Программы финансовой поддержки субъектов МСП общий объем поддержки на 01 августа текущего года составил 93,8 миллиарда рублей. Из них задолженность МСП, сформированная при участии 138 банков-партнеров, равнялась 73,53 миллиарда рублей, долг предпринимателей перед 145 организациями инфраструктуры – 19,78 миллиардов рублей. В то же время, за 2012 год портфель банковских кредитов субъектов предпринимательства вырос на 4,8 миллиарда рублей, объем задолженности МСП перед организациями инфраструктуры – на 1,2 миллиарда рублей. По информации Внешэкономбанка за весь период реализации программ поддержки ОАО «МСП Банк» финансирование получили более 31 тысячи малых и средних предприятий в размере 196 миллиардов рублей. Таким образом, очевидно, что для предоставления дополнительных 100 миллиардов рублей потребуются не только существенные усилия участвующих в данной модели поддержки институтов, но и увеличение их количества, изменение процедур кредитования.
- Может быть, поэтому предлагается кредитовать проекты субъектов МСП стоимостью около 1 миллиарда рублей? Что вы думаете относительно оптимального размера кредита?
- Возможно. Вообще, трудно искать аргументы к чьему либо мнению. Поэтому я лучше представлю свои собственные. Точнее, давайте порассуждаем вместе.
Как правило, условием предоставления банками как инвестиционных, так и кредитов на развитие текущего бизнеса, является требование об участии заемщика в финансировании проекта в объеме от 15 до 30 процентов его стоимости. Таким образом, при величине инвестиционных вложений в 1 миллиард рублей максимальная сумма кредита может составить 850 миллионов рублей. При лояльных в отношении инициатора проекта условиях кредитования, предполагающих введение моратория на погашение основного долга на некоторый период (например, до выхода проекта в точку безубыточности), единственной статьей расходов заемщика по обслуживанию кредита в этот период будут проценты за пользование средствами. Их сумма, при ставке кредитования 10 процентов годовых составит около 7 миллионов рублей в месяц. Источником их погашения чаще всего становятся доходы от действующего бизнеса предпринимателя, т.к. доходов от нового проекта пока недостаточно. Если рентабельность текущего бизнеса позволяет направлять 10 процентов доходов на обслуживание инвестиционного кредита, нетрудно посчитать, что годовой объем доходов такого предприятия должен составлять около 840 миллионов рублей. В соответствии с нынешними критериями классификации субъектов МСП это выручка крепкого среднего предприятия. Таким образом, охват мер поддержки предпринимательского сектора сузится до границ среднего бизнеса, причем наиболее крупных его представителей. Ну, а если посчитать, какое количество кредитов размером, скажем, 850 миллионов рублей, можно выдать из запланированного объема финансирования в 100 миллиардов рублей, становится понятно, что участие в программе – удел избранных. Руководствуясь принципом равенства субъектов МСП в отношении прав на получение мер государственной поддержки, установление ограничений в объеме финансирования предпринимателей, является несправедливым. Поэтому, единственным критерием здесь может быть лишь экономическая эффективность.
Материал подготовил Владимир Володин