Сергей Антончиков, эксперт НИСИПП. Кредиты малому бизнесу – куда движется рынок банковского кредитования МСП. Часть третья
Эксперты: Антончиков Сергей Николаевич
Это – завершающая часть беседы с Сергеем Антончиковым.
- Сергей, а какова структура просроченных кредитов.
- Да, давайте проведем структурный анализ в разрезе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц МСП.
93% просроченного портфеля приходилось на малые и средние предприятия - юридические лица и 7% - на ИП. Именно задолженность юридических лиц составляет основу портфеля «плохих» кредитов малого и среднего бизнеса. И это коррелирует с общей структурой портфеля, о которой мы говорили ранее: напомню, 88% - это задолженность малого и среднего бизнеса, действующего как юридические лица.
Теперь о динамике составляющих портфеля проблемных кредитов.
Цифры таковы: на 1-е мая этого года темпы роста «просрочки» у ИП за четыре месяца составили 15% против 7% у юридических лиц.
И в данном случае уже можно говорить о влиянии на микробизнес таких факторов ухудшения ситуации, как: страховые взносы, повышение стоимости аренды, запрет реализации в ларьках и киосках определенной продукции, и некоторые другие. Мы отмечали, что наиболее чувствительными к резким изменениям бизнес-климата являются самые маленькие предприятия, и динамика роста просроченной задолженности это подтверждает - у микро-компаний цифры хуже.
Теперь сравните аналогичные данные на более широком временном горизонте – 2010-2012 годах. Можно отметить, что в отдельные периоды просроченный портфель индивидуального предпринимательства демонстрировал неплохие результаты. Если за четыре месяца 2010 года рост просрочки составлял 17%, то уже в 2011 году – только 3%. А за аналогичный период прошлого года рост проблемной задолженности составил и того меньше - всего 1%. Прогресс очевиден. И вот сейчас мы можем сказать о смене тенденции, рост возобновился темпами, близкими к 2010 году. И этот тренд вполне можно связать с влиянием негативных факторов ведения бизнеса.
Посмотрим на вторую часть просроченного портфеля – задолженность юридических лиц малого и среднего бизнеса. Рост составил: 7% в этом году против 29% в 2010-м, 11% - в 2011 году и 24% в 2012-м (все, разумеется, за первые четыре месяца года).
Как мы видим, динамика в этом сегменте нестабильная, без определенного тренда и очевидной связи с факторами, доступными для анализа.
Резюмируя, отмечу, что изменение внешних условий повлияло, в первую очередь, на возвратность кредитов микро-сегмента, естественно, ухудшив ее. Если же говорить в целом о росте просроченной задолженности, то показатель в 8% относительно набирающей обороты «просрочки» заемщиков – частных лиц воспринимается уже чуть иначе. Так, за четыре месяца этого года рост проблемной задолженности граждан составил 15%. Что, на мой взгляд, является закономерным результатом некоторой перегретости рынка, определяющейся стремлением банков нарастить долю за счет ослабления требований к заемщикам. Разумеется, этого не наблюдается в сегменте крупного бизнеса. Там рост просрочки составил всего лишь 4%.
- Хорошо. Сергей, Вы описали, что происходило у нас с кредитным портфелем МСП на протяжении последних трех лет и детально - в начале текущего года. Думаю, те, кто ознакомился с предыдущими частями нашего диалога, почерпнули для себя немало интересного. Подводя итог всему сказанному, поделитесь мнением, что будет происходить на рынке кредитования МСП в ближайшем будущем. Каков Ваш прогноз на текущий год: кредитная задолженность малого и среднего бизнеса будет продолжать снижаться, или все же начнет расти? За счет каких сегментов это будет происходить, как будет развиваться ситуация с портфелем проблемных кредитов?
- Что ж, попытаемся дать такой прогноз. Частично повторюсь. За первые четыре месяца, несмотря на ухудшение условий деятельности определенной части предпринимательского сектора, динамика задолженности субъектов МСП сохраняется на уровне прошлого года. И это свидетельствует как о наличии потребности малого бизнеса в финансировании, так и стремлении банков наращивать задолженность предпринимателей. Однако, факторы неопределенности в экономике достаточно высоки. И мне кажется, дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от эффективности действий власти. Во-первых, по восстановлению доверия микробизнеса, что будет определять его дальнейшую активность. Во-вторых, по стимулированию потребления и предотвращению замедления экономического роста. Что будет влиять на сохранение спроса на товары и услуги, производимые малым бизнесом, а соответственно, на его финансовое положение и возможность привлечения финансирования. Ожидать существенного пересмотра требований к заемщикам со стороны банков, вероятно, не стоит. Все это будет способствовать сохранению темпов кредитования МСП на уровне прошлого года. В противном случае можно предполагать дальнейшее, думается незначительное, не более 1%, замедление роста кредитования предпринимательства. Хотя, зависеть это будет от глубины возможной рецессии.
Рост кредитного портфеля будет происходить преимущественно за счет кредитования среднего и малого бизнеса, задолженность микробизнеса скорее всего будет расти менее интенсивно.
Что касается просроченной задолженности, думаю, темп ее роста не уменьшится, т.к. я пока не вижу факторов, способных существенно улучшить финансовое состояние заемщиков МСП.
Беседовал Владимир Володин