Александр Шамрай, эксперт НИСИПП. Земля и бизнес
Эксперты: Шамрай Александр Александрович
Мы продолжаем знакомить наших читателей с работой института. И наша беседа с Александром Шамраем посвящена одному из проектов НИСИППа, в работе над которым он принимает участие.
- Как я понимаю, Вы занимаетесь тем самым проектом, связанным с доступностью земельных участков для представителей малого и среднего бизнеса, который выполняется по заказу Торгово-промышленной Палаты РФ. Виктор Харченко рассказывал о нем в апреле, когда работа только-только начиналась.
- Да, Виктор Харченко – руководитель проекта, я выступаю в нем в качестве эксперта.
- Как я уже сказал, разговор с Харченко был в самом начале работы. А что происходит сейчас?
- Сейчас уже завершен первый этап проекта: мы представили аналитический отчет, содержащий первые результаты наших исследований. В частности в нем проанализировано современное состояние законодательного регулирования земельных отношений, главным образом в части предоставления земельных участков.
Нами выявлены имеющиеся в нем недостатки и проведен предварительный анализ проблем рынка недвижимости и земли. Все это сделано уже в преломлении к практике.
- А что значит – анализ рынка недвижимости и земли в преломлении к практике? На практике рынок недвижимости и земли для широкой публики проявляется, когда жители Южного Бутово идут цепью на ОМОН, а представители власти обещают им «справедливую компенсацию» в несколько раз ниже рыночной стоимости. И в момент, когда об этом еще пишут и говорят во всех средствах массовой информации, вы говорите об анализе этого рынка.
- Ну, скандал в Бутово – это некая частная история (пусть во многом и типичная), а мы подразумеваем исследование определенного отдельного сегмента рынка земли – рынка земли для осуществления предпринимательской деятельности. Хотя, разумеется, в некоторой части наша работа затрагивает и вопросы, связанные с общим регулированием земельных отношений.
Теперь о том, что для нашего исследования означает преломление к практике. Наверное, широко известно, что законодательство в земельной сфере достаточно несовершенно. Существует много противоречащих друг другу законов. Есть немало законов, не отвечающих требованиям времени и тормозящих не только развитие земельных отношений, но даже, в более широком смысле, существенно ограничивающих возможности роста для отдельных сегментов предпринимательства. В первую очередь речь идет о малом и среднем бизнесе.
- Когда Вы говорите о земле, речь, как я понимаю, идет не о сельскохозяйственных угодьях, а той земле, на которой нужно что-то построить.
- Конечно. Земли сельскохозяйственного назначения нас в данном случае беспокоят в наименьшей степени. В рамках нашего исследования стоит задача проанализировать рынок тех земельных участков, которые находятся в пределах поселений.
- То есть это земля, на которой можно что-то построить, а также та, на которой уже стоит какое-то строение, принадлежащее предпринимателю?
- Да, либо та земля, где что-то уже стоит, либо та, где надо что-то построить. И там, и там есть определенные проблемы. Например - прохождение процедуры предоставления земельных участков органами государственной власти либо местного самоуправления. Наше законодательство само по себе имеет ряд несовершенств, а когда оно начинает применяться на практике, возникает множество проблем. Проблемы эти начинаются с банальной некомпетентности чиновников любого уровня и доходят до откровенных злоупотреблений и коррупционных действий.
Один характерный пример – национальный проект «Доступное и комфортное жилье». Этот проект подразумевает существенное увеличение масштабов жилищного строительства, что невозможно без вовлечения земельных участков в хозяйственный оборот – в частности через предоставления их в собственность или аренду. В конце 2004 года были внесены поправки в Земельный кодекс, согласно которым участки под жилищное строительство должны выделяться только через процедуру аукциона. При этом введение указанной нормы было отложено до 1 октября 2005 года.
Существуют свидетельства того, что в период с начала 2005 года до введения в действие нормы (а это больше 9 месяцев) недобросовестными чиновниками, было активизировано предоставление наиболее благоустроенных и выгодно расположенных земельных участков фирмам, имеющим с ними определенные связи. Мало того – уже после введения обязательности проведения аукционов при предоставлении земельных участков для жилищного строительства всего за 1 квартал Федеральной антимонопольной службой РФ было выявлено более 1000 случаев предоставления участок без торгов, что на тот момент уже прямо противоречило действовавшему законодательству.
- И вот Вы провели анализ ситуации. Вы поняли, что положение с земельными участками обстоит плохо. Что дальше?
- Дальше должны появиться предложения по совершенствованию функционирования рынка земли, в частности, о возможной роли Торгово-промышленной Палаты РФ и ее территориальных подразделений в этих процессах.
Понятно, что одним нашим исследованием невозможно поправить сразу все проблемы и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. Но мы можем дать некоторые рекомендации: в каком направлении Торгово-промышленная Палата РФ и территориальные Палаты могут работать, чтобы, по мере возможностей, учитывая региональную специфику, постепенно выправлять ситуацию.
- А Вам не кажется, что присутствие Торгово-промышленной Палаты в качестве еще одной стороны – это появление на рынке еще одного игрока, который получит возможность играть в свою пользу?
- Вы знаете, я даже несколько обескуражен таким вопросом. Я считаю, что роль ТПП будет скорее положительной: Торгово-промышленные Палаты представляют интересы бизнеса. Я не думаю, что может создаться ситуация, о которой Вы говорили.
- Вы рассматриваете Торгово-промышленную Палату как посредника со стороны бизнеса?
- Да. Это – представитель консолидированного бизнес-сообщества, который может от лица всех своих членов говорить о том, что нужно бизнесу в целом. И, безусловно, ТПП способны внести позитивный вклад в ситуацию на рынке земли.
Поэтому в рамках нашего проекта мы даем свои рекомендации Торгово-промышленной Палате, а что касается изменения федерального, регионального и муниципального законодательства – это как раз могут делать ТПП РФ и территориальные палаты.
Беседовал Владимир Володин