Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Н.Г.Смирнова

24 ноября 2003

Н.Г.Смирнова / Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка
№ 33-7299/03

Генеральному директору
Национального института
системных исследований
проблем предпринимательства
Буеву В.В.

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области благодарит Вас за представленный обзор «Предложения по совершенствованию налогового законодательства в сфере ИКТ» и по многим вопросам выражаем солидарную с Вами позицию. Только отмечаем, что с принятием федерального закона от 7.07.2003 года №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предприниматели имеют возможность применять и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и упрощенную систему налогообложения. Этим же законом отменяется норма, которая предусматривала, что с 1 января 2005 года налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения являются только доходы, не уменьшенные на сумму расходов. По поводу минимального налога при применении УСН считаем, что его отменять нельзя.

Позицию по вопросу установления прогрессивной шкалы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, комитет не разделяет. Прогрессивная шкала налогообложения была отменена сравнительно недавно, но жизнь показала, что поступление платежей в бюджетную систему страны год от года только возрастает. Кроме того, в налоговом законодательстве предусмотрен комплекс мер (безусловно, недостаточный) для того, чтобы предприниматели были заинтересованы выходить из тени и показывать фактическую заработную плату наемных работников, а также свои доходы. Речь идет о социальных и имущественных вычетах, ими можно воспользоваться только в том случае, если заработная плата налогоплательщиков более- менее приличная. Например, для оформления потребительского кредита в банке требуются официальные справки о заработной плате. При условии высокой официальной зарплаты можно снизить налогооблагаемую базу на сумму расходов, понесенных за свое обучение и обучение детей, расходов на свое лечение и лечение членов семьи. Таким образом, если жизнь потихоньку заставляет предпринимателей показывать свои доходы, то при введении прогрессивной шкалы налогообложения они опять «уйдут в тень».

Зная Ваши интересы к вопросам развития малого бизнеса и возможности влияния на процесс совершенствования нормативной базы, в дополнение к сказанному считаем, возможным предложить Вашему вниманию некоторые предложения по вопросам специальных налоговых режимов.

Применение упрощенной системы налогообложения

Замена уплаты единого налога уплатой стоимости годового патенте на занятие предпринимательской деятельностью


В условиях несовершенства законодательства не менее половины предпринимателей без образования юридического лица имеют возможность вести хозяйственную деятельность, по факту представляющую собой деятельность полноценной коммерческой организации (юридического лица). С введением первой части Гражданского кодекса Российской Федерации у предпринимателей без образования юридического лица появилась возможность привлекать к труду на постоянной основе неограниченное число работников. Очевидны преимущества перед коммерческими организациями, так как предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации, для них мягче административная ответственность. В то же время существует значительное количество предпринимателей, которые получают доходы, благодаря исключительно личному труду, например, инструкторы по вождению автомобилей, предприниматели, занятые обучением, репетиторством и иной деятельностью в сфере образования и многие другие индивидуальные предприниматели, не использующие наемный труд на постоянной основе. Именно для таких предпринимателей необходимо создать условия, позволяющие уделять больше времени непосредственно своему труду, для чего целесообразно восстановить норму Федерального закона от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ, предусматривающую замену уплаты единого налога уплатой стоимости годового патента на занятие предпринимательской деятельностью.

Об увеличении дохода от реализации за 9 и 12 месяцев до 70 и до 100 миллионов соответственно

Внесение указанных изменений при предлагаемых новых ограничениях величины дохода от реализации позволит хозяйствующим субъектам увеличить численность работающих до 100 человек при заработной плате не ниже среднестатистической по России. В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения до 2003 года распространялось на налогоплательщиков с предельной численностью работающих до 15 человек. С введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации этот показатель увеличился до 100 человек. Указанные изменения необходимы во избежание лишь декларативного характера этой льготы.

По данным Госкомстата России средняя заработная плата одного работника в декабре 2002 года составила 5868 рублей. Прогнозируемый Минэкономразвития России индекс-дефлятор по отраслям материального производства в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 112%. Если заработная плата будет расти пропорционально коэффициенту инфляции, годовой фонд оплаты труда для организации с численностью 100 человек и среднероссийской заработной платой должен составить не менее 7,9 миллиона рублей (7,9млн. руб.=5868 руб. х 1,12 х 12 мес х 100 человек). С учетом доли затрат на оплату труда (10%) в себестоимости продукции по отраслям экономики в целом (справочник «Промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2001 году») и средней рентабельности предприятия (20%) для обеспечения указанного оплате объема реализации, при котором налогоплательщики имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, должен составить около 100 миллионов рублей в год (94,8млн.руб. – 7,9 млн. руб. х 10 х 1,2).

О разрешении филиалам и представительствам применять упрощенную систему налогообложения

Действующее налоговое законодательство не содержит специального определения филиалов и представительств. Следовательно, необходимо руководствоваться гражданским законодательством. Но наличие или отсутствие представительств или филиалов в учредительных документах не может являться подтверждением наличия или отсутствия самого представительства или филиала. Предлагаем вообще отказаться от такого ограничения для перехода на упрощенную систему налогообложения.

О добровольном выборе уплачивать или не уплачивать НДС

Главная беда большинства налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - принудительное исключение из состава плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС). То обстоятельство, что налогоплательщики не могут предъявлять покупателям и заказчикам НДС и выставлять счета-фактуры, в значительной степени снижает их конкурентоспособность на рынке товаров и услуг, предназначенных для использования в производственной сфере. Из-за невозможности предъявить к вычету «входной» НДС возрастают на 20% материальные затраты хозяйствующих субъектов по сравнению с теми, кто упрощенную систему налогообложения не применяет. Считаем, что надо ввести в закон норму, которая позволяла бы налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, по желанию быть и плательщиками НДС.

Об отмене ограничения перехода на УСН для организаций, в состав учредителей которых входят органы государственной и (или) муниципальной власти и их доля в уставном капитале более 25%

В прошлые годы в маленьких городах и сельской местности было создано большое количество социально значимых объектов, в которых оказываются бытовые, медицинские услуги населению (парикмахерские, косметические салоны, химчистки, комбинаты школьного питания и др.). Данные организации не представляют интереса для предпринимателей в связи с малой прибыльностью, поэтому государство вынуждено заниматься их поддержкой и доля непосредственного участия государственных и муниципальных органов власти в этих организациях часто составляет 100 процентов. Представляется несправедливой невозможность указанных организаций перейти на упрощенную систему налогообложения.

Об открытом перечне учитываемых затрат

Необходимо сделать открытым перечень учитываемых затрат и упростить налоговый учет – минимизировать отсылки на главу 25 НК РФ. Унификация порядка исчисления налогооблагаемого дохода с одним из самых сложных налогов – налогом на прибыль, не может не вызвать серьезных затруднений для всех предпринимателей, в особенности для предпринимателей без образования юридического лица.

Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Об исключении их видов деятельности, подпадающей под единый налог деятельность по заправке автомобилей сжиженным газом


По действующему законодательству по действие ЕНВД не подпадает розничная торговля подакцизными товарами, в том числе бензином, дизельным топливом и смазочными маслами на автозаправочных станциях. Но такая же деятельность по заправке автомобилей сжиженным газом подпадает под этот вид налогообложения. На практике на автозаправочных станциях осуществляется деятельность как по заправке бензином или дизельным топливом, так и сжиженным газом, в результате у налогоплательщика появляется необходимость вести раздельный учет по двум видам деятельности и затруднения в определении физического показателя – площади открытой площадки. Кроме того, следует учитывать, что одновременно при помощи одних и тех же технических устройств осуществляется заправка сжиженным газом как автомобилей, принадлежащих организациям, так и гражданам, поэтому опять требуется ведение раздельного учета уже в зависимости от того, кому оказываются услуги.

Об определении физического показателя «количество предпринимателей»

Среднесписочная численность работников исчисляется с точностью до одной десятой в соответствии с инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 7.12.1998 г. №121. На практике это вызывает много трудностей, особенно в ситуациях, когда налогоплательщику приходится делить численность управленческого персонала или единицу самого предпринимателя по двум и более видам деятельности. Поэтому предлагаем дать следующее определение физическому показателю»количество работников – средняя численность работников, исчисленная в соответствии с инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения. В случае, когда налогоплательщик имеет несколько мест осуществления предпринимательской деятельности, то численность управленческого персонала распределяется пропорционально доходам ( в соответствии со статьей 249 НК РФ), полученным по каждому месту деятельности. При этом предприниматель для исчисления единого налога на вмененный доход учитывается как одна единица только в одном месте по его выбору».

Об определении базовой доходности при исчислении налога с учетом грузоподъемности или числа пассажирских мест транспортных средств

Для исчисления единого налога на вмененный доход базовая доходность по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов» крайне занижена. Например, в Ленинградской области в 2000-2003 годах при ранее действовавшем законодательстве базовая доходность по данному виду деятельности была в 3-3,5 раза выше. Кроме того, нельзя признать оправданным, что базовая доходность не учитывает ни величину грузоподъемности, ни число пассажирских мест. Считаем целесообразным определение базовой доходности в зависимости от грузоподъемности и числа пассажирских мест. В Ленинградской области базовая доходность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов составляла 1000 рублей в месяц на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, по перевозке пассажиров автобусами и маршрутными такси базовая доходность составляла 750 рублей в месяц на одно пассажирское место.

О необходимости изменения нормы постановки на учет предпринимателей по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг»

Порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по оказанию автотранспортных услуг в редакции пункта 2 статьи 346.28, регламентирует порядок постановки на налоговый учет и уплату налога по месту осуществления деятельности. Такой порядок неизбежно приведет к тому, что ни налогоплательщики, ни налоговые органы не смогут исполнить эту норму закона. В связи с этим считаем необходимым по данному виду деятельности сохранить порядок постановки на налоговый учет, предусмотренный статьей 83 Налогового кодекса.

Об изменении суммы единого налога в течение года

Следует подкорректировать норму, которая предусматривает возможность изменения суммы единого налога, произошедшей вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, только с начала следующего налогового периода. Считаем необходимым внесение поправки с тем, чтобы улучшение положения налогоплательщиков (например, снижение корректирующего базовую доходность коэффициента К2) имело обратную силу и было возможно не только с начала следующего налогового периода.


Председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Н.Г.Смирнова
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости