автономной некоммерческой
организации "Информационно-
консультационный центр
"Бизнес-Тезаурус"
О.М.Шестоперову
Благодарим Вас за предоставление брошюры "Распределение налоговых доходов от малого предпринимательства по уровням бюджета и роль налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальных бюджетах" (автор - О.М.Шестоперов) и "Неаналитические материалы: мнение предпринимателя" (автор - А.Г.Блинов).
Сегодня в Казани зарегистрированы 17545 малых предприятий, более 30 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Только по официальным данным каждый третий работающий казанец либо предприниматель, либо работает в частном предприятии. Вопрос развития предпринимательства в нашем городе актуален не только для коммерсантов. Он затрагивает интересы достаточно большого числа простых горожан, которые являются потребителями продукции и услуг частного бизнеса, получают социальное, медицинское обеспечение, обучают детей в школах, ведь налоговые отчисления предпринимателей пополняют и городской бюджет (17-18% налоговых отчислений в местный бюджет поступает от субъектов предпринимательской деятельности).
Средний годовой рост экономических показателей развития предпринимательства в Казани составляет 10%.
В августе 2003 года Комитетом поддержки предпринимательства был проведен социологический опрос предпринимателей Казани. Несмотря на то, что 58% из ответивших и отметили позитивные тенденции в развитии предпринимательства города, повышение инвестиционной привлекательности Казани, остаются нерешенными ряд проблем. Часть из них находится не в компетенции города.
Проводимая в настоящее время налоговая реформа направлена на снижение налогового бремени. Мы многого ждали от вступления в силу с января 2003 года упрощенной системы налогообложения. Действительно, постоянно растет число предпринимателей, выбравших этот режим налогообложения. Если в начале 2003 года лишь порядка 10% предпринимателей использовали "упрощенку", сейчас их количество превысило 20%. Преимущественно это вновь создаваемые предприятия. Уже сейчас можно сказать, что не был продуман порядок перехода действующих предприятий на специальные режимы налогообложения. У многих предприятий возник вопрос о возмещенном НДС. Было проще открыть новое предприятие и выбрать упрощенный режим налогообложения, нежели переходить на специальный налоговый режим действующим малым предприятиям.
По-прежнему остро стоит вопрос уплаты единого социального налога. Именно этот налог способствует выплате зарплаты в так называемых "конвертиках". Таким образом, желаемого эффекта, а именно вывода предприятий из "тени", налоговая реформа пока не дала.
Вопрос налогообложения находится в компетенции федеральных властей. Но его влияние на бюджет Казани очевидно: из 26,5 миллиардов объема реализации, заявленной малыми предприятиями в 2002 году, прибыль составила лишь 1,3 миллиарда рублей. А ведь 2% с прибыли идут в местный бюджет.
По итогам первого полугодия 2003 года удельный вес налоговых поступлений предпринимателей, использующих специальные режимы налогообложения, составляет порядка 24-26% от общего количества налоговых поступлений со стороны субъектов предпринимательской деятельности.
Думается, увеличение доли муниципального бюджета в распределении поступлений налогов на совокупный доход от субъектов предпринимательской деятельносит по уровням бюджета до 70% повысит заинтересованность местных властей в создании благоприятных условий для развития и поддержки предпринимателей, повлечет снижение административных издержек.
Большой интерес у нас вызвала и вторая брошюра, "Неаналитические материалы: мнение предпринимателя".
Изложенные выше факты доказывают существование "теневого" сектора экономики. Принимаемые Правительством Российской Федерации меры по "дебюрократизации экономики" результатов не дали, а в вопросах регистрации предпринимателей ситуацию усложнили.
Нашим Комитетом ведется активная работа по повышению правовой культуры в предпринимательской среде. Обращающимся за помощью предпринимателя мы, в первую очередь, разъясняем их права. В Казани еще 4 года назад была введена Книга учета проверок. Естественно, что ее применение может дать результат лишь при четкой позиции предпринимателя. Результатом нашей работы в этом направлении стало существенное снижение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов при проведении мероприятий по контролю (надзору): с 56% от общего числа обращений в 1999 году до 8% в 2002 году.
В ближайшее время (2004 г.) мы планируем открыть Городской центр деловых услуг и информации, в рамках которого предпринимателям будет предоставлен полный комплекс правовых и экономических услуг на льготных условиях.
К сожалению, ряд наиболее острых проблем предпринимательства не может быть решен силами администрации г. Казани. Мы были бы очень рады, если Вами будет обобщен и предоставлен на обсуждение наиболее интересный опыт решения в регонах России следующих проблем предпринимателей:
- Административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства. Отсутствие четких и точных регламентов контрольно-разрешительных процессов.
- Венчурное финансирование.
- Передача полномочий по поставке потребителям воды, тепла, электричества от естественных монополистов субъектам предпринимательской деятельности.
- Высокая стоимость и сложность процедуры прохождения согласований, получения разрешений при новом строительстве.
- Создание единых центров обслуживания населения и юридических лиц (опыт Белгорода).